Предисловие
Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения и в обществе.
Институт семьи и брака в России становится все менее популярен. Данные Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи показывают, что за последние 5 лет почти на треть сократилось число зарегистрированных браков, то есть каждый третий брак распадается. Растет число неполных семей, в них воспитывается каждый седьмой ребенок. Однодетные семьи составляют третью часть от общего числа, лишь 20% семей имеют двоих детей, 4% приходится на многодетные семьи.
Снижается воспитательный потенциал семьи. В течение последних лет наблюдается тенденция увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» — сироты при живых родителях.
Вызывает серьезную тревогу правосознание подростков. По данным специальных исследований, такие институты, как «государство», «право», «законы» существуют в понятии юношей и девушек лишь в виде абстрактных понятий: они не видят в них связующих звеньев между человеком и обществом.
Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований приходится констатировать, что родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет.
В чем же причины нарушения прав ребенка? Не в отсутствии или недостаточности законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Кроме того, многие взрослые и дети не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.
Основные направления работы по
реализации прав ребенка в дошкольном
образовательном учреждении
Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.
У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»,- констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
1924 год — в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.
1948 год — Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959 год — Декларация прав ребенка.
1989 год — Конвенция о правах ребенка.
1990 год — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
♦ защиту его от всех форм жестокого обращения,
♦ права на охрану здоровья,
♦ защиту его права на образование,
♦ права на игру,
♦ права на сохранение своей индивидуальности.
Мы предлагаем Вам короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:
- Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть.
- Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.
Те статьи Конвенции, о которых
мы будем сегодня говорить, лежат у вас на столах. Как известно,
лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие-
либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.
1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! — Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду.»(Г.Х. Андерсен»Новое платье короля»)
Статья 13 (команда зачитывает).
— Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: «Мал еще, помалкивай!» Ну и что, что мал, ведь, бывает, и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны —участницы, когда дети грубят.
2. «Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод».
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Статья 16 (зачитывают).
— Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.
3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть
на бал?
— Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»
(Ш. Перро «Золушка»)
Статья 31.
— Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые
родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком и в спортивную секцию… И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
4. - Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и
собаки быстро становятся шелковыми».
(А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)
Статья 19.
— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть
добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться,
его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и
был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.
(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
Статья 8.
— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, «шустрики» и «копуши», веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других — не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким,
какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком.
Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все.
6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»
(р.н. сказка «Царевна-лягушка»)
Статья 16.
— Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!»
7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся».
(С. Маршак «Двенадцать месяцев» )
Статья 20.
— Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.
8. — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!
- Выходи лучше сама! - сказала Лиса».
(Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
Статья 23.
— Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещало выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.
9. — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!»
(Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)
Статья 40.
— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.
10. «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).
Статья 28.
— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!
Все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их,
Приложение №1 Правильные варианты ответо
Статья 8. Право ребенка на сохранение индивидуальности.
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Статья 16 (п.1). Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну.
Статья 16 (п. 2). Ни один ребенок не может быть объектом незаконного посягательства на его честь и репутацию, ребенок имеет право на тайну корреспонденции.
Статья 19. Защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации.
Статья 20. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Статья 23. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе.
Статья 28. Ребенок имеет право на образование.
Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях
Статья 40. Никого нельзя наказывать без суда.
1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! — Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду.»(Г.Х. Андерсен»Новое платье короля»)
Статья 13 (команда зачитывает).
— Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: «Мал еще, помалкивай!» Ну и что, что мал, ведь, бывает, и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны —участницы, когда дети грубят.
2. «Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод».
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Статья 16 (зачитывают).
— Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.
3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть
на бал?
— Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»
(Ш. Перро «Золушка»)
Статья 31.
— Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые
родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком и в спортивную секцию… И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
4. - Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и
собаки быстро становятся шелковыми».
(А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)
Статья 19.
— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть
добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться,
его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и
был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.
(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
Статья 8.
— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, «шустрики» и «копуши», веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других — не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким,
какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком.
Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все.
6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»
(р.н. сказка «Царевна-лягушка»)
Статья 16.
— Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!»
7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся».
(С. Маршак «Двенадцать месяцев» )
Статья 20.
— Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.
8. — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!
- Выходи лучше сама! - сказала Лиса».
(Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
Статья 23.
— Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещало выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.
9. — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!»
(Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)
Статья 40.
— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.
10. «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).
Статья 28.
— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!