Положение о смотре - конкурсе уголков «Я и школа» по формированию у детей положительной школьной мотивации
- Общее положения
- Смотр - конкурс уголков «Я и школа» по формированию у детей положительной школьной мотивации (далее смотр - конкурс), а также планирование разнообразных форм работы по ознакомлению воспитанников со школой проводится в соответствии с годовым планом работы «Детского сада «Кораблик» на 2017/2018 учебный год.
- Настоящее положение определяет порядок и условия организации смотра – конкурса.
- Цели проведения
Целями смотра – конкурса являются:
- активизация работы воспитателей по ознакомлению детей со школой и воспитанию у них положительного отношения к учебе;
- пополнение в группах предметно –развивающей среды по данному разделу.
- Сроки проведения смотра – конкурса
- Смотр – конкурс проводится с «28» марта 2018 г по «02» апреля 2018 г.
- Подведение итогов «03» апреля 2018 г.
- Организация смотра – конкурса и условия его проведения
- Участниками смотра – конкурса являются воспитатели старших дошкольных групп ДОУ.
- Для проведения смотра – конкурса и оказания методической помощи педагогам ДОУ утверждается состав организационного комитета в лице:
Заведующей ДОУ Плотниковой Светланы Руслановны;
Зам по УВР Егоровой Светланы Николаевны;
Учителя – логопеда Дивисенко Любовь Александровны
- Члены организационного комитета выступают также в качестве жюри смотра – конкурса.
- Критерии оценки
- Уголки «Я и школа», работа воспитателей оцениваются по следующим показателям:
- планирование разнообразных форм работы по ознакомлению детей со школой;
- изготовление атрибутов сюжетно – ролевой игры «Школа»;
- изготовление дидактических игр;
- наличие тематических папок с иллюстрациями и фотографиями о школе;
- альбомов с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учебе и труде;
- художественной литературы на школьную тематику «Школьная библиотека»;
- работа по педагогическому просвещению родителей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.
- Выполнение каждого пункта оценивается по пятибалльной системе.
- Планом работы по ознакомлению детей со школой предусматриваются:
- экскурсии к зданию школы, в школу, класс;
- рассматривание картин на школьную тематику;
- чтение художественной литературы и заучивание стихов;
- рисование на школьную тематику;
- беседы и рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях;
- рассматривание школьных принадлежностей;
- словесные, сюжетные и дидактические игры.
- Дидактические и сюжетно – ролевые игры оцениваются по следующим критериям:
- направленность сюжетно – ролевой игры на развитие школьной мотивации (руководство воспитателя игрой, умение детей организовать игру и развивать ее сюжет, вариативность игрового сюжета, обогащение словаря, общение со сверстниками, новые игровые роли, наличие необходимых атрибутов в игре: школьной формы, портфеля, парты, доски, школьных принадлежностей);
- направленность дидактической игры на развитие умений и навыков для успешного обучения в школе (письма, счета, логического мышления, ручной умелости, творчества, любознательности, школьной мотивации);
- эстетика оформления;
- использование разнообразных атрибутов и материалов;
- соответствие содержания современным требованиям;
- развивающий, обучающий характер игр;
- степень новизны (авторские игры, внедрение в уже известные игры новых элементов, вариативность игры);
- количество и вариативность игр;
- картотека дидактических игр (название, возраст, описание…)
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности ребенка к школьному обучению предусматривает консультации, рекомендации, выставки методической литературы, анкетирование родителей, проведение родительских собраний на школьную тематику.
- Подведение итогов конкурса
- Награждение победителей состоится на педагогическом совете.
- Победителям присваиваются призовые: первое, второе, третье места, а так же присваиваются номинации «Лучшая сюжетно – ролевая игра «Школа», «Лучший дидактический и практический материал по подготовке детей к школе», «Лучший познавательно – интеллектуальный материал по подготовке детей к школе», «Лучшая организация просвещения родителей о школе», «Лучшие дидактические игры «Школа», «Лучшие творческие альбомы по формированию школьной мотивации».
ПРОЕКТ
«СКОРО В ШКОЛУ»
Актуальность.
Начало школьного обучения - серьёзный и ответственный этап в жизни каждого человека, связанный с трудностями адаптации, с перестройкой образа жизни и деятельности, с изменениями социальной ситуации и личностными преобразованиями. Среди проблем, с которыми сталкивается ребёнок в этот период можно отметить:
- смена режима дня и питания,
- смена воздушного режима,
- непривычный высокий уровень шума на перемене,
- увеличение времени без движения (за столом),
- смена стиля общения со взрослыми,
- необходимость полного самообслуживания,
- необходимость произвольно контролировать свои реакции
(двигательные, речевые, эмоциональные),
- необходимость контактировать с незнакомыми детьми и взрослыми,
- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки,
- возможный неуспех в деятельности.
Период адаптации длится от месяца до полугода и иногда требует пересмотра и корректировки картины мира ребёнка.
Главное для дошкольника – положительная мотивация к учению, но ребёнок воспринимает школу как очередную игру, где есть определённые правила (портфель, форма, учитель, оценки и т.д.) Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он туда поступит. Большую роль играет та информация, которую он получит от родителей и воспитателей. Иногда взрослые создают привлекательный образ школы и безоговорочную успешность ребёнка, что может привести к негативным эмоциям и потеря интереса. Иногда, наоборот, создают устрашающий образ школы, что явно не воодушевляет ребёнка. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что у него всё получится, если он постарается.
Родители также не всегда готовы к школьному обучению своих детей. Кроме того, что детям нужны форма, школьные принадлежности, необходимо выбрать школу, учителя, программу, а также возникает много других житейских вопросов и проблем.
Обеспечение преемственных связей детского сада и школы – одна из важнейших задач по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе. Обеспечить преемственность – значит позаботиться о том, чтобы дети, придя в школу в первый класс, не были разочарованы. Слаженная работа педколлективов детсада, школы и родителей поможет будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.
Участники проекта:
дети и родители подготовительной группы 5-го вида (речевой),
воспитатели группы,
музыкальный руководитель,
инструктор по ФИЗО,
воспитатель ИЗО,
педагог - психолог,
социальный педагог.
Сроки проекта:
сентябрь – май (учебный год)
Цель проекта:
воспитание положительного отношения к школе у детей и родителей подготовительной к школе группы.
Задачи проекта:
- знакомство детей со школой (школьным зданием, спортивным залом, пришкольным участком, профессией учителя),
- создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы для рассматривания, художественная литература по теме),
- разработка плана экскурсий с детьми в школу,
- работа с родителями в данном направлении,
- разработка плана действий по преемственности со школой.
Мероприятия.
С детьми:
- беседы о школе,
- сюжетно-ролевая игра «Школа»,
- дидактические игры на школьную тематику,
- экскурсии на школьный двор, в школьный класс, в спортивный зал школы),
- чтение литературы школьной тематики,
- проведение досуга (с использованием малых форм фольклора: загадки, пословицы, поговорки о школе и учении),
- рисование на школьную тематику,
- рассматривание иллюстраций по теме,
- приглашение в гости первоклассников-выпускников детсада,
- рассказы родителей о школьной жизни.
С родителями:
- создание альбома «Школа»,
- изготовление атрибутов к с/р игре «Школа», «Библиотека»
- фотовыставка «Школьные годы чудесные…»,
- родительское собрание с участием учителя начальных классов,
- анкетирование родителей,
- оформление постоянной рубрики (папки-передвижки) в родительском уголке «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»,
- индивидуальные консультации.
С педагогами:
- консультации (индивидуальные и групповые),
- посещение уроков в 1 классе школы,
- оформление памяток и рекомендаций.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
(преемственность ДОУ, школы и родителей)
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 |
Экскурсия к зданию школы.
|
Сентябрь |
воспитатели, |
2 |
Беседа о школе.
|
Октябрь |
воспитатели,
|
3 |
Приглашение выпускников прошлого года, нынешних первоклассников.
|
Ноябрь |
воспитатели, |
4 |
Экскурсия в актовый зал школы. |
Декабрь |
воспитатели,
|
5 |
Анализ школьной адаптации выпускников прошлого года.
|
Январь |
воспитатели, |
6 |
Экскурсия в спортивный зал школы.
|
Февраль |
воспитатели, |
7 |
Дидактические игры на школьную тематику.
|
Март |
воспитатели, |
8 |
Фотовыставка «Школьные годы чудесные…»,
|
Апрель |
воспитатели, психолог |
9 |
Рисование на школьную тематику. |
май |
воспитатели, |
10 |
Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Библиотека».
|
В течение года
По годовому плану |
воспитатели, |
Примерная тематика консультаций для педагогов:
- «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе»,
- «Как готовить ребёнка к школе?»,
- «Подготовка к обучению грамоте – это …»
- «Что такое школьная адаптация?»
Примерная тематика консультаций для родителей:
- «Леворукий ребёнок»,
- «Готовим руку к письму»,
- «Речевой слух»,
- «Как учить с ребёнком стихи?»
- «Что такое школьная адаптация?»
Примерный перечень литературы школьной тематики.