Положение о смотре - конкурсе уголков «Я и школа» по формированию у детей положительной школьной мотивации

 

  1. Общее положения
  2. Смотр - конкурс уголков «Я и школа» по формированию у детей положительной школьной мотивации (далее смотр - конкурс), а также планирование разнообразных форм работы по ознакомлению воспитанников со школой проводится в соответствии с годовым планом работы «Детского сада «Кораблик» на 2017/2018 учебный год.
  3. Настоящее положение определяет порядок и условия организации смотра – конкурса.
  4. Цели проведения

Целями смотра – конкурса являются:

  • активизация работы воспитателей по ознакомлению детей со школой и воспитанию у них положительного отношения к учебе;
  • пополнение в группах предметно –развивающей среды по данному разделу.
  1. Сроки проведения смотра – конкурса
    1. Смотр – конкурс проводится с «28» марта 2018 г по «02» апреля 2018 г.
    2. Подведение итогов «03» апреля 2018 г.
  2. Организация смотра – конкурса и условия его проведения
    1. Участниками смотра – конкурса являются воспитатели старших дошкольных групп ДОУ.
    2. Для проведения смотра – конкурса и оказания методической помощи педагогам ДОУ утверждается состав организационного комитета в лице:

Заведующей ДОУ Плотниковой Светланы Руслановны;

 Зам по УВР Егоровой Светланы Николаевны;
Учителя – логопеда Дивисенко Любовь Александровны

  1. Члены организационного комитета выступают также в качестве жюри смотра – конкурса.
  2. Критерии оценки
    1. Уголки «Я и школа», работа воспитателей оцениваются по следующим показателям:
  • планирование разнообразных форм работы по ознакомлению детей со школой;
  • изготовление атрибутов сюжетно – ролевой игры «Школа»;
  • изготовление дидактических игр;
  • наличие тематических папок с иллюстрациями и фотографиями о школе;
  • альбомов с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учебе и труде;
  • художественной литературы на школьную тематику «Школьная библиотека»;
  • работа по педагогическому просвещению родителей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.
  1. Выполнение каждого пункта оценивается по пятибалльной системе.
  2. Планом работы по ознакомлению детей со школой предусматриваются:
  • экскурсии к зданию школы, в школу, класс;
  • рассматривание картин на школьную тематику;
  • чтение художественной литературы и заучивание стихов;
  • рисование на школьную тематику;
  • беседы и рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях;
  • рассматривание школьных принадлежностей;
  • словесные, сюжетные и дидактические игры.
  1. Дидактические и сюжетно – ролевые игры оцениваются по следующим критериям:
  • направленность сюжетно – ролевой игры на развитие школьной мотивации (руководство воспитателя игрой, умение детей организовать игру и развивать ее сюжет, вариативность игрового сюжета, обогащение словаря, общение со сверстниками, новые игровые роли, наличие необходимых атрибутов в игре: школьной формы, портфеля, парты, доски, школьных принадлежностей);
  • направленность дидактической игры на развитие умений и навыков для успешного обучения в школе (письма, счета, логического мышления, ручной умелости, творчества, любознательности, школьной мотивации);
  • эстетика оформления;
  • использование разнообразных атрибутов и материалов;
  • соответствие содержания современным требованиям;
  • развивающий, обучающий характер игр;
  • степень новизны (авторские игры, внедрение в уже известные игры новых элементов, вариативность игры);
  • количество и вариативность игр;
  • картотека дидактических игр (название, возраст, описание…)
  1. Педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности ребенка к школьному обучению предусматривает консультации, рекомендации, выставки методической литературы, анкетирование родителей, проведение родительских собраний на школьную тематику.
  2. Подведение итогов конкурса
    1. Награждение победителей состоится на педагогическом совете.
    2. Победителям присваиваются призовые: первое, второе, третье места, а так же присваиваются номинации «Лучшая сюжетно – ролевая игра «Школа», «Лучший дидактический и практический материал по подготовке детей к школе», «Лучший познавательно – интеллектуальный материал по подготовке детей к школе», «Лучшая организация просвещения родителей о школе», «Лучшие дидактические игры «Школа», «Лучшие творческие альбомы по формированию школьной мотивации».

 

ПРОЕКТ 

                                     «СКОРО В ШКОЛУ»

Актуальность.

Начало школьного обучения - серьёзный и ответственный этап в жизни каждого человека, связанный с трудностями адаптации, с перестройкой образа жизни и деятельности, с изменениями социальной ситуации и личностными преобразованиями. Среди проблем, с которыми сталкивается ребёнок в этот период можно отметить:

- смена режима дня и питания,
- смена воздушного режима,
- непривычный высокий уровень шума на перемене,
- увеличение времени без движения (за столом),
- смена стиля общения со взрослыми,
- необходимость полного самообслуживания,
- необходимость произвольно контролировать свои реакции
(двигательные, речевые, эмоциональные),
- необходимость контактировать с незнакомыми  детьми и взрослыми,
- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки,
- возможный неуспех в деятельности.     

Период адаптации длится от месяца до полугода и иногда требует пересмотра и корректировки картины мира ребёнка.

Главное для дошкольника – положительная мотивация к учению, но ребёнок воспринимает школу как очередную игру, где есть определённые правила (портфель, форма, учитель, оценки и т.д.) Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он туда поступит. Большую роль играет та информация, которую он получит от родителей и воспитателей. Иногда взрослые создают привлекательный образ школы и безоговорочную успешность ребёнка, что может привести к негативным эмоциям и потеря интереса. Иногда, наоборот, создают устрашающий образ школы, что явно не воодушевляет ребёнка. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что у него всё получится, если он постарается. 

Родители также не всегда готовы к школьному обучению своих детей. Кроме того, что детям нужны форма, школьные принадлежности, необходимо выбрать школу, учителя, программу, а также возникает много других житейских вопросов и проблем.  

Обеспечение преемственных связей детского сада и школы – одна из важнейших задач по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе. Обеспечить преемственность – значит позаботиться о том, чтобы дети, придя в школу в первый класс, не были разочарованы. Слаженная работа педколлективов детсада, школы и родителей поможет будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.

Участники проекта: 

дети и родители подготовительной группы 5-го вида (речевой),
воспитатели группы,
музыкальный руководитель,
инструктор по ФИЗО,
воспитатель ИЗО,
педагог - психолог,
социальный педагог.

Сроки проекта:

сентябрь – май  (учебный год)

Цель проекта:

воспитание положительного отношения к школе у детей и родителей  подготовительной к школе группы.

Задачи проекта:

  • знакомство детей со школой (школьным зданием, спортивным залом, пришкольным участком, профессией учителя),
  • создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы для рассматривания, художественная литература по теме),
  • разработка плана экскурсий с детьми в школу,
  • работа с родителями в данном направлении,
  • разработка плана действий по преемственности со школой.

Мероприятия.

С детьми:

  • беседы о школе,
  • сюжетно-ролевая игра «Школа»,
  • дидактические игры на школьную тематику,
  • экскурсии на школьный двор, в школьный класс, в спортивный зал школы),
  • чтение литературы школьной тематики,
  • проведение досуга (с использованием малых форм фольклора: загадки, пословицы, поговорки о школе и учении),
  • рисование на школьную тематику,
  • рассматривание иллюстраций по теме,
  • приглашение в гости первоклассников-выпускников детсада,
  • рассказы родителей о школьной жизни.

С родителями:

  • создание альбома «Школа»,
  • изготовление атрибутов к с/р игре «Школа», «Библиотека»
  • фотовыставка «Школьные годы чудесные…»,
  • родительское собрание с участием учителя начальных классов,
  • анкетирование родителей,
  • оформление постоянной рубрики (папки-передвижки) в родительском уголке «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»,
  • индивидуальные консультации.

С педагогами:

  • консультации (индивидуальные и групповые),
  • посещение уроков в 1 классе школы,
  • оформление памяток и рекомендаций.

                   ПРИМЕРНЫЙ    ПЛАН    РАБОТЫ

             (преемственность ДОУ, школы и родителей)

Содержание Сроки Ответственные
1

Экскурсия к зданию школы.
Анкетирование родителей.
Посещение уроков в 1 классе школы.
Беседа о профессии библиотекаря.

Сентябрь

воспитатели,
соц. педагог,
психолог

2

Беседа о школе.
Рисование «Что я знаю о школе»
Экскурсия в библиотеку школы.
Беседа о профессии учителя ( с приглашением родителя-учителя).

Октябрь

воспитатели,
воспитатель ИЗО
соц. педагог.

3

Приглашение выпускников прошлого года, нынешних первоклассников.
Рассказы родителей о школьной жизни

Ноябрь

воспитатели,
соц. педагог,
психолог

4

Экскурсия в актовый зал школы.
Создание альбома «Школа».

Декабрь

воспитатели,
соц. педагог,

5

Анализ школьной адаптации выпускников прошлого года.
Проведение досуга (с использованием малых форм фольклора: загадки, пословицы, поговорки о школе и учении).

Январь

воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.

6

Экскурсия в спортивный зал школы.
Рассматривание иллюстраций по теме.

Февраль

воспитатели,
инструктор по ФИЗО

7

Дидактические игры на школьную тематику.
Оформление памяток и рекомендаций для родителей.

Март

воспитатели,
соц. педагог,
психолог

8

Фотовыставка «Школьные годы чудесные…»,
Родительское собрание с участием учителя начальных классов.

Апрель

воспитатели,
соц. педагог,

психолог

9

Рисование на школьную тематику.
Лексическая  тема «Школа» (занятия, игры, беседы)
Выпускной вечер в школу.

май

воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.,
логопед, воспитатель ИЗО

10

Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Библиотека».
Дидактические игры на школьную тематику.
Чтение литературы школьной тематики.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Оформление постоянной рубрики (папки-передвижки) в родительском уголке «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»,
Индивидуальные консультации с родителями.
Консультации для педагогов (индивидуальные и групповые),

В течение года

По годовому плану

воспитатели,
соц. педагог,
муз. руковод.,
логопед,
психолог,
воспитатель ИЗО

Примерная тематика консультаций для педагогов:

  • «Первые трудности или как проходит адаптация  детей к школе»,
  • «Как готовить ребёнка к школе?»,
  • «Подготовка к обучению грамоте – это …»
  • «Что такое  школьная адаптация?»

Примерная тематика консультаций для родителей:

  • «Леворукий ребёнок»,
  • «Готовим руку к письму»,
  • «Речевой слух»,
  • «Как учить с ребёнком стихи?»
  • «Что такое  школьная адаптация?»

Примерный перечень  литературы школьной тематики.