Паспорт проекта

Цель проекта: Углублять представления детей о себе, семье, ее истории.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

 

  • Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.
  • Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.
  • Закрепить знания о профессиях членов семьи.
  • Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.
  • Расширять и обогащать словарь детей новыми понятиями (племянник(ца), пра- (бабушка, дедушка), двоюродные брат и сестра, заимствованные: кузен и кузина ); расширять лексический словарь (дед- дедушка, баба- бабушка, тетя-тетушка и т.д.)

2. Развивающие:

 

  • Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.
  • Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.

3. Воспитательные:

 

  • Воспитание нравственности.
  • Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.
  • Помочь осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха, необходимость уважительного, заботливого отношения к членам своей семьи.

Тип проекта: Поисковый, групповой, долгосрочный.

Время реализации проекта:  октября - май 2012-2013г.

Участники проекта: Воспитатели группы, дети, родители, социальный педагог

Аннотация к проекту: тема актуальна, в связи с тем, что в настоящее время снова общество обратилось к когда-то давно утраченной теме семьи и родословной. Тема оказалась интересна и детям, так как им было интересно узнать, что обозначает их имя и почему они его получили, как называют родственников, и вообще проявили интерес к истории происхождения их семьи.

Предполагаемый результат: Мы предполагаем обширную работу с детьми и родителями над изготовлением альбомов о своей семье (как зовут ребенка, кто его родители и близкие родственники, как их имена, что обозначает имя ребенка, каковы профессии членов семьи, их традиции, досуг; также изображение и описание семейного герба(уже существующего или вновь придуманного)и генеалогического(родового)древа ), которое даст понять детям важность наличия семьи и предполагает развить интерес к истории своей семьи. Изготовление фотоколлажа «Как две капли воды» поможет детям осознать внешнее сходство близких родственников, родителей и детей.

Проведение родительского собрания в форме деловой игры «Родословная» поможет привлечь родителей к более тесному общению со своими детьми в работе по изучению и творческому созданию своей родословной (родовое древо, герб, традиции).

По итогам данного проекта дети знают свое имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек; имеют представления о родственных отношениях; имеют элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история, традиции и ценности; уважительно относятся к членам своей семьи и окружающим, оказывают посильную помощь.

Продукт проектной деятельности: Итоговое открытое занятие.

 

Схема реализации проекта

 

Дата проведения Тема Цель Формы работы
октябрь. «Давайте познакомимся. Это я!» Знакомство детей с понятием «имя», для чего оно дается человеку, что обозначает. занятие
октябрь. «Мое имя» Исследование имен детей группы (как зовут, что обозначает, кто дал это имя ребенку и почему). Беседа с родителями и детьми
октябрь. «Фамилия и отчество» Уточнять и закреплять знание имен, отчеств и фамилии детей, их родителей, а также бабушек и дедушек. Анкетирование
ноябрь «Мой адрес» Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона занятие
ноябрь «Моя семья» Продолжать формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных людей, в семье все любят и помогают друг другу, семьи бывают разные).

Занятие

Фотоколлаж «Как две капли воды»

ноябрь. «Славянская семья на Руси» Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий; о традициях и обычаях в славянской семье.

Занятие

Экскурсия в «Русскую избу»

ноябрь. «Моя мама» Закреплять знание детьми имена и отчества своих мам; воспитывать любовь и уважение к маме; развивать эмоциональную отзывчивость.

Занятие

Стенгазета «Нет прекрасней и родней милой мамочки моей»

 декабрь. «Семейные предметы старины» Формировать представление о семейных ценностях и традициях, помочь детям осознать, чем ценны предметы старины в семье. Групповая выставка
декабрь «Мои родственники» Расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терминами родства
декабрь «Кем я прихожусь своим родственникам» Формировать представления о родственных отношениях (брат, сестра, тетя, дядя, двоюродные брат и сестра, племянник, племянница, прадед, прабабушка).
февраль «Мой прадедушка-защитник Родины» Помочь детям наполнить сложные для ребенка понятия «война», «защитник Родины» конкретными фактами, событиями из жизни близких им людей; воспитывать уважение, любовь и гордость за членов семьи, защищавших Родину. Изготовление фотоколлажа вместе с детьми и родителями
 март «Родной дом» Уточнить понятия «родительский дом» и «родной дом». Помочь детям узнать, какие бывают дома, сравнить со своим; осознать, чем дорог им их родной дом. Занятие

март.

март

«Родовое древо, герб семьи» Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

Занятие

Родительское собрание

Апрель «Семейные традиции» Помочь детям рассказать о семейных традициях, своем участии в традиционной жизни своей семьи. досуг
апрель «Семейное хозяйство» Уточнить распределение обязанностей в семье и определение круга обязанностей ребенка в семье. Подвести детей к осознанию своей необходимости в помощи взрослым по дому. Анкета «Домашние обязанности в вашей семье»
 май «Как мы отдыхаем» Учить детей рассказыванию об отдыхе семьи, поощрять желание детей рассказать о случаях и событиях, имевших место на отдыхе, подтверждением которому будут фото, поделки, сувениры и т.д.

Занятие.

Фотовыставка.

 май «Родословная. Моя семья» Закреплять представления о том, что такое род и родословная, семья, ее история и традиции; закреплять интерес к изучению и созданию своего родового древа и герба семьи. Итоговое открытое занятие
В течение всего проекта

«Что сначала, что потом»

«Расставь по старшинству»

«Что лишнее?»

«Моя семья»

Сюжеты: «Помогаю маме», «Бабушка заболела», «На работе у папы», «Едем в гости к тете» и т.д.

Учить анализировать и систематизировать картинки с изображением людей в разном возрасте (младенец-девочка-женщина-бабушка; младенец-мальчик-мужчина-дедуш-ка).

Формировать умение располагать картинки с изображением членов семьи от младшего по возрасту к старшему, и наоборот.

Развивать логическое мышление в построении цепочки и вычленения предмета, который не соответствует этому ряду.

Учить проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние родных и близких; заботу о них и желание им помогать; проявлять интерес к выполнению домашних обязанностей; интерес к жизни членов семьи и близких родственников.

Дидактические игры

Сюжетно-ролевая игра