ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАШ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД – Нарьян - Мароведение»
Работа над проектом:
Егорова С.Н., зам. зав. по УВР
Пояснительная записка
В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня, многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, а так же своему дому, улице, городу.
К сожалению, из – за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно – патриотическое воспитание - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Во всех регионах нашей страны педагогические коллективы включают в план воспитательно – образовательной работы мероприятия по ознакомлению воспитанников с историей родного города, памятными событиями и известными людьми.
Не являются исключением и дошкольные учреждения окружной столицы Ненецкого автономного округа. Находясь в центре этой столицы, с ее ритмом и стилем жизни, историческим прошлым и традициями, культурным наследием, педагоги уделяют особое внимание патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывной связи с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к традициям и промыслам;
- знакомство с символами (гербом, флагом, гимном);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своего города.
Как правило, данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в т.ч. проектной деятельности.
Нравственно – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие у детей нравственных чувств. Ребенок восхищается тем, что видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, еще не осознанные им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога – отобрать из массы получаемых ребенком впечатлений наиболее доступные ему (природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д.) Таким образом, результативность ознакомления детей с родным городом во многом зависит от того, как окружающие взрослые (педагоги, родители) донесут до них необходимые знания, будут способствовать воспитанию гордости за любимый город.
С учетом аспектов воспитательно –образовательной работы по формированию у детей патриотических чувств разработан познавательно – творческий проект «Наш любимый город – Нарьян – Мар» (далее проект).
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.
Цель проекта: осуществлять совместную деятельность детей и взрослых по изучению истории родного города, его культурных и исторических традиций; воспитание у детей чувства патриотизма и любви к родному городу.
Задачи проекта:
- знакомство дошкольников с историей возникновения Нарьян – Мара;
- развитие познавательного интереса к культурно- историческим традициям родного города;
- осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;
- создание условий взаимодействия семьи и ДОУ для формирования у детей чувства гордости за свою Родину;
- уточнение и закрепление знаний детей о Нарьян – Маре с помощью экскурсий;
- развитие связной речи на основе составления мини- сочинений и индивидуальных бесед;
- воспитание любви к природе в процессе рисования пейзажей на территории города.
- развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию;
- закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;
- организация совместной деятельности детей и родителей в ходе реализации мини – проектов.
Этапы реализации проекта:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
ü отбор и систематизация материала по теме проекта, и на его основе составление конспектов интегрированной образовательной деятельности с детьми;
ü подбор иллюстративного материала, художественной литературы, дидактических игр;
ü для родителей: индивидуальные рекомендации о посещении с детьми памятных мест с целью ознакомления с достопримечательностями города.
ПЕРВЫЙ ЭТАП:
ü Творческое задание для воспитанников и их родителей – сочинение на темы: «Моя улица», «Мой дом», «Моя комната»;
ü Экскурсия в библиотеку:
-по пути в библиотеку, знакомство с прилегающими улицами, их названиями;
-в библиотеке – выставка книг о Нарьян – Маре;
- совместно с родителями просмотр презентации об истории развития города;
-после экскурсии - оформление уголка о родном городе в группе (книги, иллюстрации);
ü Индивидуальные беседы: «Что бы ты рассказал гостям о своем городе?», «За что ты любишь свой город?», «Что бы ты сделал для своего города, если был бы президентом?». Цель: определение уровня знаний дошкольников о Нарьян – Маре.
ü Консультация родителям: «В часы семейного досуга – прогулки по Нарьян – Мару», «Наш Северный округ».
ü Консультация для родителей «Знакомим детей с ближайшим окружением – воспитываем любовь к родному городу» с рекомендациями (совершить прогулку по улице: рассмотреть здания, показать, как связана их улица с той, на которой находится детский сад, сфотографировать ребенка на улице).
ü Нетрадиционное родительское собрание «Воспитание у детей патриотизма и любви к родному городу».
ВТОРОЙ ЭТАП:
ü Знакомство с Нарьян – Маром как столицей Ненецкого автономного округа и его символикой»: гербом, флагом; оформление выставки книг (совместно с детьми); изготовление герба своими руками из подручного материала; создание семейных гербов (руками родителей), с отражением своих увлечений, достижений, гордости.
ü Знакомство с особенностями национальных народных костюмов.
ü Беседы «Как лечились нарьян – марцы в старину».
ü Создание альбома «Волшебная зеленая аптека» (рисование лекарственных растений; рецепты витаминного чая).
ü Дидактические игры о Нарьян – Маре. Цель: закрепление полученных знаний; умение общаться друг с другом; выступать в роли ведущего; развивать логическое мышление.
ü Аппликация из цветной бумаги «Красивое здание в Нарьян – Маре».
ü Стенгазета «Я шагаю по родному городу» (вырезание букв названия, наклеивание картинок, фотографий, высказывания о любимом городе).
ü Фотоальбом «Мой любимый Нарьян – Мар».
ü Конкурс совместного творчества (дети и родители) «Мой город будущего».
ü Мини – проекты «Отдых и развлечения в Нарьян – Маре», «Нарьян – Мар спортивный», «Город будущего».
ü Познавательный досуг «Мой Нарьян – Мар» (использование мультимедиа; национальный танец; посещение выставки, организованной детьми (поделки); чудо-путешествие по городу).
ü Представление о людях родного города, которые прославили его (поэты, писатели, художники).
ТРЕТИЙ ЭТАП:
ü Ознакомление детей с Ненецким автономным округом:
- знакомство с названием округа и его достопримечательностями;
- оформление фотоальбома «Памятники воинам – защитникам Родины в нашем округе»
-стенд для родителей «Советуем посетить»
- папки для родителей «Наш Ненецкий автономный округ» с краткими историческими сведениями, достопримечательностями округа, его природе, животном мире, символике (гербы, флаги, с объяснением символики).
ü Праздники: День города, День Победы, Масленица, Колядки, Гонки на оленях, гонки на буранах.
ü Викторины, КВН, спортивный досуг.
Таким образом, в ходе реализации проекта «Наш любимый город – Нарьян – Мар» предлагается системная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Нарьян – Маром, включающая разные формы непосредственно образовательной деятельности. Преимущества такого планирования: обеспечение возможностей постепенного усложнения материала, корректировки содержания, детальной предварительной подготовки и подбора необходимых материалов, видения перспектив деятельности воспитателя.
Весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения городом, неповторимостью его облика, красотой улиц, парков, памятников.
Перспективный план работы по познавательно- творческому проекту
«Наш любимый город- Нарьян-Мар».
Октябрь. «Мой дом, моя улица, мой район».
- Экскурсия по близлежащим к детскому саду улицам.
Задачи: познакомить детей с адресом д\с, уточнить названия близлежащих улиц (Ленина, Выучейского, Смидовича и т.д.) Дать представления о разных зданиях на этих улицах (здание администрации, почты, телеграфа, церкви, КДЦ, спортивного комплекса).
- Наблюдение за движением транспорта по улицам города.
Задачи: уточнить представление детей о жизни улицы (транспорт, профессии, жилые и нежилые дома).
- Работа с родителями.
Оформить альбом «Наш город». Совместно с родителями собрать фотографии, план- карту города.
Составление рассказов на тему «Улица, на которой я живу», оформление в виде докладов.
Ноябрь. «Мы- горожане»
- Беседа на тему «Город и село».
Задачи: дать детям представление, что такое город и село, объяснить, что они связаны между собой, чем отличается жизнь, рассказать об особенностях труда в городе и на селе. Воспитывать положительное отношение ребёнка ко всему окружающему и к себе.
- Игры.
«Дорисуй силуэт», «Собери картинку» и другие.
- Работа с родителями.
Оформить стенд «Как мы отдыхаем», альбом с рисунками детей «Любимый город сердцу дорог».
Декабрь. «Город, в котором я живу».
- Работа с родителями.
Порекомендовать родителям, вместе с детьми посетить музей, выставки и другие достопримечательности нашего города. Предложить сделать эскизы для магнитов «Город Нарьян-Мар».
- Вечер досуга с инструктором по физкультуре «Ненецкие игры».
- Работа с музыкальным руководителем.
Прослушивание песен о нашем городе, разучивание наиболее популярных.
Январь. «История Нарьян-Мара».
- Занятие «Знакомство с историей города и его символами»
Задачи: познакомить детей с историей возникновения, с символами города (флаг, герб, гимн). Воспитывать у детей гордость за свой город, вызвать любовь к родному краю.
- Тематический вечер «Знаменитые люди нашего города».
Задачи: познакомить детей с нашими земляками - поэтами, писателями (Пичков, Явтысый и др.) и их творчеством, воспитывать любовь и гордость за свой народ и город.
Февраль. «Удивительный наш город».
- Спортивный вечер досуга с родителями с использованием национальных игр и упражнений (ловля оленей, прыжки через нарты и др.)
- Игры- упражнения: «Узнай и назови» (памятники), д\и «Знаешь ли ты город?».
- Работа с родителями.
Выставка рисунков с понравившимися местами в Нарьян-Маре «Где мы были, мы расскажем».
Март. «С Днём рождения, Нарьян-Мар!».
- Занятие, посвящённое дню рождения города.
Задачи: обобщить знания о нашем городе, уточнить с детьми, что в марте все жители города – именинники.
- Работа с родителями.
Конкурс поделок из различных материалов (вышивка, бросовый материал и др.)-«Мастерилка».
3.Конкурс чтецов. «Край мой Заполярный»
Задачи: разучивать с детьми стихи ненецких поэтов, развивать память, умение вести себя на сцене.
Апрель. «Знай, люби и уважай свой город».
- Викторина о нашем городе. Решение кроссворда.
Задачи: развивать мыслительные способности, память, закреплять знания о городе.
- Автобусная экскурсия по городу «Не велик и не широк наш любимый городок».
- Работа с родителями.
Оформить альбом «Чем интересен Нарьян-Мар» (о полезных ископаемых, растительности, оленеводстве, рыболовстве и пр.)
Май. «Этот город сердцу дорог».
- Занятие с приглашением ветеранов ВОВ «Они защищали Родину».
Задачи: продолжать знакомить детей со знаменитыми, почётными людьми нашего города. Воспитывать чувство уважения, гордости.
- Игры- упражнения: «Узнай по описанию», «Животные нашего региона».
- Игра-соревнование между группами «Как я знаю свой город».
Задачи: обобщить, закрепить и расширить знания о Нарьян – Маре и его достопримечательностях. Развивать внимание, память, мышление.