В нашем детском саду работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в развитии ребенка. Для работы в этом направлении были запланированы ряд мероприятий:

- Семинар «Первые шаги в математику», который позволил систематизировать знания воспитателей по ФЭМП у детей;

- Консультации: «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста».

- Открытые просмотры занятий по ФЭМП в старше, речевой и подготовительной группах;

-  Смотр-конкурс зон «Математический уголок»

-  Оформление стенгазеты для родителей «Математическая газета»

        С целью изучения уровня овладения коллективом знаний по ФЭМП и практического их применения проводился тематический контроль.

Результаты следующие:

1. Анализ уровня развития детей.

Для обследования уровня ФЭМП использовались следующие мероприятия:

  • обследование детей всех возрастных групп по специально разработанным схемам;
  • анализ деятельности детей на занятиях;
  • анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, элементарного экспериментирования;
  • анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

Было выявлено:

2-я младшая группа № 1 и 2-я младшая группа № 2

68% и 72% владеют навыками счета (счёт в пределах 3), умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

76% и 75% - умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

100% и 98% - умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке.

Лишь 38% и 40% умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко,  далеко.

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 40% и 50% детей.

 Средняя № 1 и средняя № 2 группы

 75% и 68% % считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.

100% и 100% знают порядковый счет.

75% и 80% хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.

54% и 59% употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

100% и 100% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

У 79% и 85% сформированы пространственно-временные представления.

Старшая

83% владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц.

72% умеют сравнивать два числа и пользоваться знаками <, >, =. Владеют операциями сложения и вычитания в пределах 10.

62% сформированы понятия высоты, ширины, длины.

97% - знают геометрические фигуры и их признаки.

64% могут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.

895%   сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Подготовительная  группа

100% владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.

99% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.

90% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).

У 93% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы,  с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

80% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.

90% сформированы пространственно-временные представления.

89% умеют ориентироваться на листе бумаги.

Речевая  

89% группы владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.

89% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.

89% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).

86% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы,  с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

89% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.

89% сформированы пространственно-временные представления.

82% умеют ориентироваться на листе бумаги.

2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Педагоги владеют знаниями программы по ФЭМП у детей; знают цели и задачи своей возрастной группы. Все педагоги владеют методикой проведения диагностики ФЭМП детей. В работе используют индивидуальные особенности развития каждого ребёнка своей группы.

При подаче нового материала используют демонстрационный материал; применяют доступные детям формы объяснения; тщательно продумывают вопросы и предполагаемые ответы детей. Речь спокойная.

Все педагоги проводят работу согласно перспективному планированию.

Воспитатели посетили НОД у своих коллег. Затем приняли участие в активном обсуждении. Анализ показал: воспитатели тщательно готовятся. Разрабатывают конспекты НОД, используют доступные формы, демонстрационный материал, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей: поддерживают интерес на протяжении всего занятия.

После проведенного мониторинга, воспитатели заполняют индивидуальные маршруты. Где отмечают, над чем нужно поработать с каждым ребенком по ФЭМП.

В циклограммы каждой возрастной группы включены проведения дидактических игр по ФЭМП.

С педагогами было проведено анкетирование, где были выяснены основные проблемы и достижения.

3. Предметно – развивающая среда.

        Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В группах имеются зоны для ФЭМП. В каждой группе есть математический уголок, в котором размещены: счетный материал, логические игры,  игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин.

В каждой группе имеются уголки экспериментирования для исследовательских опытов детей. Мини-лаборатории оснащены разнообразным оборудованием: колбами, лупами, пипетками, воронками, магнитами и т.д.

В речевой группе оборудован центр воды и песка.

Проведенный конкурс математических уголков среди всех возрастных групп показал, что педагоги правильно организовывают предметно-развивающую среду по ФЭМП. Все критерии конкурса были выполнены.

4. Планирование работы.

        Проверка перспективных и календарных планов всех возрастных групп показала – воспитатели планируют работу по ФЭМП на занятиях, в совместной, в свободной  деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.

        5. Работа с родителями.

На момент проверки в группах оформлена информация для родителей: математические газеты и письменные консультации, рекомендации как проводить дома игры с математическим содержанием. На родительских собраниях освещались возрастные особенности детей.и соответственно какие знания и умения по ФЭМП присущи каждой возрастной группе.

Рекомендации:

  1. систематически и целенаправленно проводить работу по формированию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.
  2. Провести консультацию в «Школе молодых педагогов»: «Основные приемы и методы работы в ДОУ по ФЭМП»
  3. Включить тему ФЭМП в качестве годовой задачи в новом учебном году.