Общее родительское собрание

Тема: «Азбука прав и обязанностей»

Цель: повышение уровня правовой культуры родителей, защищающей права и достоинства детей в детском саду.

Задачи:

v  довести до родителей истину, что им принадлежит не только право, но и обязанность воспитания детей.

v  активизировать и обобщить воспитательные умения родителей;            

v  обсудить вопрос влияния нарушения прав детей на их нравственный облик в будущем;

v  познакомить родителей с формами работы детского сада по правовому воспитанию дошкольников.

Предварительная работа: 1.  Анкетирование родителей и воспитателей.
                                              2.  Обсуждение повестки на собрании творческой группы.
                                             3. Работа по плану Декады правовых знаний. Подведение итогов.
                                              4. Проведение интервью с детьми.
                                              5. Подготовка мини-сценок.

Форма проведения: круглый стол.

ПЛАН:

  1. Понятия «право» и «обязанность» (Егорова С.Н., зам по УВР).
  2. Решение и обсуждение ситуаций по правам ребенка (Бобрецова Е.Г. воспитатель подготовительной группы)
  3. Два взгляда на права и обязанности детей и педагогов (Егорова С.Н., зам по УВР).
  4. Итоги проведения Декады правовых знаний в детском саду (Т.М. Елисеева, социальный педагог).
  5. Решение родительского собрания.

Ход собрания:

  1. I.Уважаемые родители! Мы рады приветствовать всех вас. Спасибо, что нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны ваши дети, их права и их благополучие в будущем. Сегодня мы будем говорить о правах, которые есть у всех нас. А есть ли права у наших детей? Попробуем разобраться вместе.

Давайте определим, что означают понятия «право» и «обязанность».

И так право – это (высказывания родителей)

(Слайд мультимедиа -1)

  1. Равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности.

  (Энциклопедический словарь)

2) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий.
(Политология. Словарь).
3) Комплекс понятий, характеризующий развитие человека как социального существа.
(Энциклопедия социологии)
4) Понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. (Юридический словарь).
5) Неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и  вообще всякого права в целом.
(Экология человека)
6) Совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина;   (Энциклопедический словарь экономики и права)
А что же обозначает понятие «обязанность»?

(Высказывания родителей)

 (Слайд – мультимедиа -2)

  1. То, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
    (Толковый словарь Ушакова)
  1. Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность, призвание.
    (Словарь синонимов)

3) Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
(Толковый словарь Ожегова)

4) То, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению).
(Толковый словарь русского языка Кузнецова)

5) Нравственное, социальное. или правовое требование социально ожидаемого поведения, предъявляемое индивиду или группе.
(Энциклопедия социологии).

По данным статистики в России проживает более 40 млн детей. К этой категории относятся население до 18 лет.

Ребенок – личность и гражданин, с целым комплексом юридических прав и обязанностей. Они закреплены в разных отраслях права (Семейный, Уголовный, Трудовой кодекс).  В 1989 году ООН принял «Конвенцию о правах ребенка», она вступила в силу в 1990 году. Ее подписала Россия. Согласно российскому законодательству, все дети равны между собой. Родившийся ребенок сразу становится гражданином. С момента рождения человек становится правоспособным. Правоспособность – способность иметь права и обязанности. Ребенок – это не собственность семьи, а полноправный член семьи.

Какие же права у него есть?

(Высказывания родителей и педагогов)

                                                   

  1. Важнейшее право, которое имеют все дети на планете – право на жизнь.
  2. 2.После рождения вы получили первый в своей жизни документ – сидетельство о рождении. Что там записано? (Ф.И.О.). Статья № 58 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребенку право на имя. В Декларации прав ребенка отмечено, что ребенок имеет право на имя и гражданство.
  3.  Кто заботится о нас после рождения? (родители)Статья № 54 Семейного кодекса РФ гарантирует ребенку право на семью. Затем к правовому воспитанию подключается государство (детский сад, школа, социальные объединения).
  4. Я предлагаю послушать пословицы:
  • Боль врача ищет.
  • Болен – лечись, а здоров – берегись.
  • Верь не болезни, а врачу.

            О каком праве говорится в этих пословицах? Право на медицинскую помощь и    сопровождение. В детском саду дети постоянно находятся под наблюдением наших медиков. В декларации указано, что ребенок имеет право на здоровые рост и развитие.

  1. В известной сказке «Золушка» было нарушено право героини. На что? Право на отдых. Наши дети, как и героиня сказки должны отдыхать. Не забывайте об этом.
  2. Кроме отдыха, наши дети любят играть. Игра является ведущим видом деятельности в детском саду, через игру идет познание окружающей действительности. В декларации читаем: ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.
    1. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

С правами мы определились. Теперь поговорим об обязанностях

(Слайд – мультимедиа -3)

Семейный кодекс выделяет следующие обязанности Родители обязаны воспитывать своих детей.
- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
- Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
- Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

(Слайд – мультимедиа -4)

Закон Российской Федерации «Об образовании»

 Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

 Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Мы с вами определились с правами и обязанностями.

  1. II.Вашему вниманию предлагаются минисценки (воспитатели обыгрывают).
  2. . Отец жестко заставляет убирать игрушки на место. Какое право ребёнка нарушил родитель?

(Высказывания родителей)

 

2). Ребёнок отказывается убирать игрушки. Бабушка: «Иди, внучек, спать я сама всё уберу». Что можете сказать по этому поводу?

(Высказывания родителей)

 

3). Мать говорит ребёнку: «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!»

Какие права ребёнка нарушает мать? Какими обязанностями пренебрегает ребёнок?

(Высказывания родителей)

Что греха таить, такие ситуации встречаются в жизни. Они некрасивые и от этого надо избавляться. Но кроме этого мы воспитываем в ребёнке негативное отношение к трудовой деятельности и, впоследствии, такой человек, имеющий право на труд, будет избегать своей обязанности работать и, следовательно, нарушать права на достойную жизнь своих близких (малолетних детей и престарелых родственников). При систематическом грубом требовании мы воспитываем в ребёнке грубость, надменность, уверенность в том, что прав тот, кто сильнее.

Мы с вами рассмотрели только одну сторону жизни, одно право на достойную жизнь всех поколений и обязанности трудиться и заботиться о близких людях.

А сколько ситуаций других может быть в наше время: продавец вам нахамил, водитель курит в автобусе, вам отказали в приёме врача, внуки (дети) отказываются содержать престарелых родителей – выгоняют их из дома, человек не платит за коммунальные услуги, отец заставляет ребёнка работать под палящим солнцем или в непогоду, родители жестоко наказывают детей, избивают, нарушают предписание врача….Может быть стоит поискать корни такого поведения взрослого в его детстве: ведь так поступали с ним – грубо разговаривали, часто и несправедливо наказывали, ребёнок видел «чёрную» сторону жизни, а может и был в центре этого круговорота.

  1. III.У нас у каждого есть свои права и обязанности, они есть и у наших детей. Мы – педагоги и родители стоим на чашах одних весов. И чтобы соблюсти их равновесие, надо четко представлять себе наши права и обязанности.

Я предлагаю вам, уважаемые родители и педагоги, заполнить сейчас две таблицы: родители «Права и обязанности детей», педагоги «Права и обязанности воспитателя». А затем обменяться таблицами и дополнить их или вычеркнуть то, что вы считаете неверным.

Работа родителей и педагогов.

 

Анализ совместной работы.

  1. IV.   В нашем детском саду с 20 ноября проходила Декада правовых знаний. План проведения был предоставлен вниманию родителей в информационных уголках. Многие родители приняли активное участие в проведении запланированных мероприятий. О полученных итогах нам расскажет наш социальный педагог Т.М. Елисеева, которая курировала все мероприятия в рамках декады.

(доклад социального педагога)

А сейчас вашему вниманию предоставляется видеоинтервью с нашими детьми.

(Видеопоказ).

 

  1. V.Решение собрания:

- Уважать и соблюдать права каждого участника образовательного процесса

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги, родители.

- Не допускать нарушения прав  ребёнка  в семье. 

Срок: постоянно. Ответственные: родители.