18Сроки реализации: сентябрь- май  2017-2018 учебного года

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учитель начальных классов.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.

3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.

Цель: формировать положительное представление к школе и к школьной жизни у старших дошкольников и родителей.

Задачи:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Актуальность проекта: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов,

К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, все это может быть отражено именно в долгосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Выполнение проекта:

Подготовительный этап:

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (работа кружка «Грамотей-ка», разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.

Основной этап. Реализация проекта:

В начале проекта психолог проводит обследование детей.

Форма обследования: индивидуальная 

В ходе реализации проекта задачи решаются в процессе:

1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.

2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.

3. Самостоятельной деятельности детей.

4 Активной работы с родителями. 

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми:

  • Ознакомление с окружающим

«Экскурсия в общеобразовательную школу» (посещение музея, знакомство с учителем, просмотр презентаций, исследовательская деятельность)  «Что такое школа?», «Школьные профессии» и т.д.

- Занятие по эксперементально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Скоро в школу нам шагать – что там будем изучать?»

  • Развитие речи:

- «Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ),
- «Басни учат!»
- «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
- Дидактические игры на развитие речи и т.д.

  • Лепка: «Лепим буквы», «Мы школьники!»
  • Рисование: «Я в школе!» (диагностическое, в начале и конце проекта)

 «Кем я хочу быть!», «Мой будущий портфель»

  • Социальный мир: «Кто такие первоклассники?», экскурсия в школу, в библиотеку, цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц, рассказов, сказок, притч), знакомство с понятиями «честность, трудолюбие, ответственность, учение, милосердие» и т.д.
  • Математика:

- «Работа в тетради в клеточку»,
- Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах, замысловатые вопросы)
- Цикл игровых занимательных занятий, математических головоломок и т.д. 

2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми

  • Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»; 
  • Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»,
  • «Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего»

Ручной труд

- «Закладки для книг», «Книжки – малышки», «Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами);\
- Чтение художественной литературы.
- Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти:
- «Составим цифры из счётных палочек»,
- «Диктанты по клеточкам»,
- «Штриховка», «Тушевка»,
- «Встреча с ученицей школы»
- «Просмотр мультфильмов на школьную тему»
- «Мультимедийные презентации о школе»
- Час загадок и ребусов о школе 
- Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?»,
- «Игровая переменка»,

3. Самостоятельная деятельность детей

- Сюжетно ролевая игра «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики» (рисования…);
- Режиссерские игры « Школьная переменка», «Наш класс»
- Художественное творчество на тему, персональные выставки.

4. Активная работа с родителями

  • Гостиная №1 «Скоро в школу»:

- Встреча с учителем - Презентация «Как подготовить ребенка  к школьному обучению?»;
- Выступление психолога о психологической готовности ребенка к школе;
- выступление социального педагога о социальной готовности дошкольника к обучению в школе
- Памятка «Психологическая готовность ребенка к школе!»
- Памятка «Социальная готовность ребенка к школе»

  • Гостиная  №2 «Скоро в школу»:

- «Как привить любовь к книге?»
- «Компьютер: польза или вред?» и т.д.
- Консультация логопеда и дефектолога

  • Наглядная информация

- Папка «Скоро в школу?», «Модель выпускника!»
- Папка «Развивающие игры по развитию речи»
- Памятка «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»
- Мотивация ребенка к обучению в школе.

  • Родительское собрание « Готовность к школе родителей и детей!»
  • Консультации психолога и логопеда по подготовке к школе.
  • Практические занятия с детьми

В конце проекта провести психологом повторное обследование детей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая.

Организовать для родителей фотовыставку – отчёт: «Мы хотим в школу!», где можно увидеть проделанную работу по проекту.

Заключительный этап.

- Презентация проекта на сайте д/с;

Ожидаемый результат:

- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.