Семья — первая  ступень  в  жизни  человека.  Она  с  раннего  возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того,  каковы  здесь  традиции, какое  место  занимает  в  семье  ребенок  —  будущий  школьник,  какова  по отношению к нему воспитательная линия  членов  семьи,  зависит  многое.  Под руководством родителей  ребенок  приобретает  свой  первый  жизненный  опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни  в обществе.

    Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно,  длительное время  и  в  самых  различных   ситуациях   и   условиях.   Поэтому   нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

    Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием,  которое повседневно оказывают на  него  родители,  сама  атмосфера  интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи  по удовлетворению   познавательных   интересов   детей,   формированию   новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит  от  того,  как удовлетворяются в семье  его  духовные  потребности,  как  организуется  его деятельность, какая речевая среда в семье и др.

    Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми  сеются  семена характера, которые потом дадут  добрые  или  злые  всходы.  Именно  об  этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто  забываем  в суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку  — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь  судьбу”.  А  пренебрежение  ею дорого  стоит.  Очень  часто  школьные  неудачи  наших  детей,  их   трудное вхождение  в  коллектив,  неумение   и   нежелание   учиться   —   результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в  семье,  тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

    Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть  суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.

    Прежде всего, не надо торопиться ни всё  запрещать,  ни  всё  разрешать. Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите,  что он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно  ему  разрешить, а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований  неукоснительно, и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет,  что круг ваших требований для него обязателен,  требования  неизменны,  их  надо выполнять.

    Чем  старше  ребенок,  тем  внимательней  следит  за   постоянством   и обоснованностью  предъявляемых  ему  требований.  И  если  отношение  к  ним складывается  недостаточно  уважительное,  оно  легко   переносится   и   на требования, предъявляемые школой.

    Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с  самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом  развитии,  но и о том, чтобы  уметь  воспитать  в  нем  трудолюбие,  дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение  к  порученному делу.

    Многие родители не  жалеют  времени  и  сил,  чтобы  научить  родителей читать, считать, писать,  полагая,  что  это  и  есть  подготовка  к  школе. Однако, для полноценного  воспитания  этого  вовсе  недостаточно.  Столь  же ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

    Понятно, что ко времени поступления в  школу  ребенок  должен  обладать определенным уровнем  развития.  Вообще  говоря,  значение  общего  развития ребенка родители, как правило, хорошо  понимают.  Они  усердно  следят,  как развивается их малыш и делают все возможное, чтобы способствовать этому.

    Надо включать ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все более новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. При этом нельзя отмахиваться от детских вопросов, пичкать сразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно.

Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С.Я. Маршак:

                 

Он взрослых изводил вопросом «почему?».

Его прозвали «маленький философ»

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

Личностная и социально-психологическая готовность.

Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного

обучения в школе.

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л.И. Божович) – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни? «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учиться, он мой друг.». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы.

Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением.  «Хочу учиться, чтобы как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником – совсем другое. Это уже осознаваемая ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей не велико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Снова ты не чего не знаешь. Как же ты в школе учиться будешь?», «Одни двойки получать будешь», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же внимания, терпения, теплоты, времени придется уделить потом этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем с самого начала формировать положительное отношение к школе.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление занять новое социальное положение, то есть стать школьником, сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражается и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.

Однако пребывание в школе еще не дает основания полагать, что сами стены ее

делают ребенка настоящим школьником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, в сложном переходном возрасте, и посещать школу он может по разным мотивам, в том числе и не имеющим отношения к учению: родители заставляют, можно побегать на переменах и др.

Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребенка к

школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих

учителях, общение с учащимися, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, посильное включение в общественную жизнь школы, проведение совместных выставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения и др. Особо важную роль имеет игра, в которой дети находят применение имеющимся у них знаниям, возникает потребность в приобретении новых знаний, развиваются навыки, необходимые в учебной деятельности.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. Значительная часть трудностей в обучении шестилеток связана с тем, что долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиться на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти особенности поведения с неразвитостью произвольности внимания, поведения и познавательных процессов.

Но только ли в этом дело?

Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что причины подобных трудностей надо искать и в сфере общения взрослого с ребенком, сложившегося к началу поступления в школу. Е.О. Смирнова установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций.

Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обращение, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом доме, в учреждении и т.п.). В силу этого сознания такие дети проявляют адекватное отношение и ко взрослому, учителю. Если же у ребенка потребность в подобном общении еще не сформировалась, то и такое отношение ко взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения. В целом, можно сказать, что если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми. Знание выявленных закономерностей требует от педагогов осуществлять с детьми не только ситуативно-деловое, внеситуативно - познавательное, но личностное общение. Проявить интерес к личности ребенка, его внутреннему миру педагог может и должен не только на занятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессе игр, развлечений.