Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей подготовительных групп показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс, потому что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе.
Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтоб он правильно умел держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его жизни возникнут определенные трудности.
Таким образом, «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
- стремление к общению со сверстниками;
- желание учиться (уметь читать, считать, писать);
- хорошее здоровье;
- эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.);
- грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
- стремление к сотрудничеству со взрослыми;
- развитая произвольность поведения;
- любознательность и стремление к открытиям;
- хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при активной помощи воспитателя будет его развивать.
Немного об игре
Общаясь с родителями часто слышишь такие высказывания: детям скоро идти в первый класс, а Вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе»
И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: «Не хочу в школу! хочу играть!»
Через месяц мальчик уже не кричит, а тихо, беспомощно плачет.
Для многих родителей детская игра – пустое времяпрепровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда – за игру.
Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его речь, мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.
В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.
Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в детский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться с взрослыми.
Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль кажется им особенно значимой.
Практика показала «недоигравшие» дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы.
Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость.