Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.

            Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

            Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей подготовительных групп          показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс, потому что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.

Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе.

Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтоб он правильно умел держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.

Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его жизни возникнут определенные трудности.

Таким образом, «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться (уметь читать, считать, писать);
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.);
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения;
  • любознательность и стремление к открытиям;
  • хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при активной помощи воспитателя будет его развивать.

Немного об игре

Общаясь с родителями часто слышишь такие высказывания: детям скоро идти в первый класс, а Вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе»

И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: «Не хочу в школу! хочу играть!»

Через месяц мальчик уже не кричит, а тихо, беспомощно плачет.

Для многих родителей детская игра – пустое времяпрепровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда – за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его речь, мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в детский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться с взрослыми.

Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль кажется им особенно значимой.

Практика показала «недоигравшие» дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы.

Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость.