Предисловие

Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой из­менения и в обществе.

Институт семьи и брака в России становится все менее попу­лярен. Данные Комитета Государственной Думы по делам жен­щин, семьи и молодежи показывают, что за последние 5 лет почти на треть сократилось число зарегистрированных браков, то есть каждый третий брак распадается. Растет число неполных семей, в них воспитывается каждый седьмой ребенок. Однодетные семьи составляют третью часть от общего числа, лишь 20% семей имеют двоих детей, 4% приходится на многодетные семьи.

Снижается воспитательный потенциал семьи. В течение после­дних лет наблюдается тенденция увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнад­зорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страш­ное, что эти так называемые «социальные сироты» — сироты при живых родителях.

Вызывает серьезную тревогу правосознание подростков. По дан­ным специальных исследований, такие институты, как «государ­ство», «право», «законы» существуют в понятии юношей и деву­шек лишь в виде абстрактных понятий: они не видят в них связую­щих звеньев между человеком и обществом.

Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. При­водятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований  приходится констатировать, что родители нередко исполь­зуют методы физического воздействия и психологического давле­ния на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применя­ют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет.

В чем же причины нарушения прав ребенка? Не в отсутствии или недостаточности законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Кроме того, многие взрос­лые и дети не знают Конвенции о правах ребенка, не знают со­держания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

 

Основные направления работы по
реализации прав ребенка в дошкольном
образовательном учреждении

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку не­обходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй воз­можности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первосте­пенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: со­циально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы соци­альных, образовательных, культурных и других детских учреж­дений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жиз­ни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»,- констатирует Все­мирная декларация об обеспечении выживания, защиты и разви­тия детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год — в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год — Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год — Декларация прав ребенка.

1989 год — Конвенция о правах ребенка.

1990 год — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международ­ный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий соци­альной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр  прав человека.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной лично­стью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нор­мах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнени­ям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

♦    защиту его от всех форм жестокого обращения,

♦    права на охрану здоровья,

♦    защиту его права на образование,

♦    права на игру,

♦    права на сохранение своей индивидуальности.  

Мы  предлагаем Вам  короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

  1. Литературное произведение, из которого дан отрывок, и авто­ра, если такой есть.
  2. Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данно­му литературному произведению.

Те статьи Конвенции, о которых
мы будем сегодня говорить, лежат у вас на столах. Как известно,
лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие-
либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литера­турными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.

1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! — Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности го­дится, значит он говорит правду.»(Г.Х. Андерсен»Новое платье ко­роля»)

Статья 13 (команда зачитывает).

—  Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему гово­рить, как любят некоторые взрослые: «Мал еще, помалкивай!» Ну и что, что мал, ведь, бывает, и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, кото­рые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны —участницы, когда дети грубят.

2. «Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод».

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

 Статья 16 (зачитывают).

—  Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть
на бал?

—  Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»

(Ш. Перро «Золушка»)

Статья 31.

—  Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и счи­тают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходит­ся помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые
родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком и в спортивную секцию…  И забывают, что  право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

4. - Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и
собаки быстро становятся шелковыми».

(А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)

Статья 19.

—  Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть
добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться,
его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и
был такой странный и непохожий на других, задевали решитель­но все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.

(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

Статья 8.

—  Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребе­нок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделы­вать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопо­ухие, «шустрики» и «копуши», веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других — не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким,
какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некра­сивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он веч­но думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным уди­вительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком.
Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он на­писал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все. 

6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягу­шечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»

(р.н. сказка «Царевна-лягушка»)

 Статья 16.

—  Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрос­лым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим  не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!» 

7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся».

(С. Маршак «Двенадцать месяцев» )

Статья 20.

—  Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети. 

8. — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!

- Выходи лучше сама! - сказала Лиса».

(Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

Статья 23.

—  Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещало выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.

9. — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!»

(Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

 Статья 40.

—  Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

10. «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупны­ми буквами и цветными картинками и отправил сына в школу». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

 

Статья 28.

—  Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!

 Все вы будете теперь лучше знать права ре­бенка, уважать, и защищать их,

Приложение №1 Правильные варианты ответо

Статья 8. Право ребенка на сохранение индивидуальности.

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

Статья 16 (п.1). Ни один ребенок не может быть объектом произ­вольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну.

Статья 16 (п. 2). Ни один ребенок не может быть объектом неза­конного посягательства на его честь и репутацию, ребенок име­ет право на тайну корреспонденции.

Статья 19. Защита ребенка от всех форм физического или психо­логического насилия, оскорбления, грубого обращения или эк­сплуатации.

Статья 20. Ребенок, который временно или постоянно лишен сво­его семейного окружения, имеет право на особую защиту и по­мощь, предоставляемые государством.

Статья 23. Неполноценный в умственном или физическом отноше­нии ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способству­ют его уверенности в себе.

Статья 28. Ребенок имеет право на образование.

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участво­вать в играх и развлекательных мероприятиях

Статья 40. Никого нельзя наказывать без суда.

1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! — Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности го­дится, значит он говорит правду.»(Г.Х. Андерсен»Новое платье ко­роля»)

Статья 13 (команда зачитывает).

—  Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему гово­рить, как любят некоторые взрослые: «Мал еще, помалкивай!» Ну и что, что мал, ведь, бывает, и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, кото­рые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны —участницы, когда дети грубят.

2. «Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод».

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

 Статья 16 (зачитывают).

—  Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть
на бал?

—  Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»

(Ш. Перро «Золушка»)

 Статья 31.

—  Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и счи­тают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходит­ся помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые
родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком и в спортивную секцию…  И забывают, что  право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

4. - Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и
собаки быстро становятся шелковыми».

(А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)

Статья 19.

—  Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть
добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться,
его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и
был такой странный и непохожий на других, задевали решитель­но все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.

(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

Статья 8.

—  Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребе­нок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделы­вать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопо­ухие, «шустрики» и «копуши», веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других — не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким,
какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некра­сивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он веч­но думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным уди­вительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком.
Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он на­писал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все. 

6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягу­шечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»

(р.н. сказка «Царевна-лягушка»)

 Статья 16.

—  Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрос­лым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим  не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!»

7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся».

(С. Маршак «Двенадцать месяцев» )

Статья 20.

—  Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

8. — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!

- Выходи лучше сама! - сказала Лиса».

(Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

 Статья 23.

—  Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещало выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.

9. — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!»

(Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

 Статья 40.

—  Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

10. «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупны­ми буквами и цветными картинками и отправил сына в школу». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Статья 28.

—  Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!