« Поможем Незнайке» (звук и буква у)

Цель: Знакомство со звуком и буквой «У».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять умение условно обозначать гласные звуки, правильно произносить звук у, выделять звук у на фоне других звуков, называть первый ударный звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Закреплять  знания о звуке и слове.

Коррекционно - развивающие задачи: Развивать тактильные ощущения, логическое мышление, память, фонематический слух, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, инициативности.

Материалы к занятию: Взрослый в костюме Незнайки, конверт с загадками, игрушки утюг, улитка, удочка, ведро, тачка, кролик, предметные картинки улей, утка, руль, сумка, муха, какаду, мяч, изображение буквы у, бархатная бумага, шерстяные нитки.

Оргмомент. Ребята, давайте поиграем в игру «Хлопни-топни». Я буду произносить разные слова и звуки, если вы услышите звук, то топните ногой , а если услышите слово- хлопните в ладоши.

Основная часть. Раздается стук в дверь кабинета, вбегает Незнайка.

Пед. –Здравствуйте, а вы кто?

Печкин- Здравствуите, ребята! Вы не узнали меня? Я - Незнайка.

Пед. – Зачем же ты к нам пожаловал?

Незнайка – Мне нужна ваша помощь. Знайка загадывал мне загадки, а я не одной не смог отгадать, помогите мне, пожалуйста!

Пед.- Дети, поможем Незнайке?

Дети: -Да!

Незнайка достает из конверта листочки с загадками и зачитывает.

Трудно без него прожить,
Всем он может услужить.
От платков до штор и брюк
Всё погладит нам….(утюг)

С утра сижу я на реке,
Подъёмный кран держу в руке. (удочка)

Две антенны её рожки,
Медленно ползёт к сторожке.
На горбу всегда кибитка.
Как зовут её?... (Улитка)

Дети называют отгадки.

Незнайка- Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли.

Пед.: - Незнайка, не уходи! Посмотри как мы с ребятами играем со звуками.

Незнайка: -Хорошо, я конечно же останусь. Ведь играть-это мое любимое занятие.

Педагог: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру « Чудесный мешочек». Правила игры вы знаете. В мешочке лежат разные предметы. Вы должны не заглядывая, а только на ощупь найти те предметы , о которых говорилось в загадках.( Дети достают улитку, утюг и удочку).

Когда все предметы вынуты из мешочка, педагог произносит слова, выделяя голосом звук у:

- У – у – утюг, у – у- улитка, у – у – удочка – назовите первый звук в этих словах (звук «У»).

- Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой это звук? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград).

-А в домике какого гномика будет жить этот звук? (В домике красного гномика)

-А почему? (Потому что гласные звуки мы обозначает красным цветом)

- Правильно, молодцы!

Педагог предлагает сделать артикуляционную гимнастику:

-Сделай округлыми губки,

  Вытяни дальше вперед-

  Станут подобными трубке.

  Потом разговор наш пойдет.

  Губки, губки- бу-бу-бу.

  Что вы знаете про «У»?

  Наши губки в виде трубки

  Повторяют: «У-у-у».

-А сейчас ребята поиграем в игру « Кто внимательный?»

Я буду произносить вам ряд звуков, а вы если услышите среди них звук у , то скорее хлопайте в ладоши.

 Б, П, Г, У…; МЬ, НЬ, Ф, У…; А, О, Ы, У… И, Ы, А, О, У…

Физминутка

Утки стайкою летели,

На полянку тихо сели.

Походили, походили,

Поклевали, поклевали,

К речке быстро побежали,

Плавали, ныряли,

Корм себе искали.

Незнайка: - Ребята, а можно я с вами поиграю? (Можно.)  Моя игра называется  «Назови лишнее слово».

Аня, Аля, Артур, Ульяна (Ульяна)

Утка, удочка, утюг, арбуз. (Арбуз)

Пед. :- Ребята мы с вами говорили, что звук может стоять в начале, в середине и конце слова. Я на столе разложила карточки, «рубашками» вниз. Вы будете по одному подходить к столу, брать любую карточку и определять, где стоит звук у в названии изображенного на картинке. (Были предложены картинки-улей, утка, руль, сумка, муха, какаду)

Пед. : Незнайка, поиграй с нами в игру « Один-много»

Незнайка: С удовольствием.

Игра проводится в кругу с мячом. Слова для преобразования:

Улитка – улитки, утюг – утюги, утка – утки, ухо – уши, уж – ужи, ус – усы,улыбка – улыбки, улица – улицы.

Знакомство с буквой У.

Педагог: - Ребята, мы с вами знаем, что все звуки обозначаются буквами, которые мы пишем и читаем. Может быть, кто-то из вас знает, какой буквой обозначается звук у?

Педагог читает стихотворение:

Удобная буква! Удобно в ней то!

Что можно на букву

Повесить пальто!

-Это буква У (демонстрация буквы У).

Дети рисуют букву «у» пальчиком в воздухе, выкладывают шерстяной ниткой на бархатной бумаге, выясняют из каких элементов эта буква состоит.

Педагог: Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Незнайка, понравилось ли тебе у нас и узнал ли ты что-то новое?

Незнайка: Да Мне очень у вас понравилось. И мне есть, что теперь рассказать Знайке, Что бы он не зазнавался!

Итог занятия проводится в форме беседы-диалога по содержанию занятия.

Учитель – дефектолог ГБДОУ НАО «Детский сад «Кораблик» М.А. Глебова