В ГБДОУ НАО «Детский сад «Кораблик работает социальный педагог -  Елисеева Татьяна Михайловна

Работа социального педагога в детском саду строится по нескольким направлениям:

1. Работа с детьми на формирование гражданско-правовых знаний, навыков общения, сотрудничества, взаимопомощи;; развитию индивидуальности, пониманию эмоций у дошкольников через следующие формы работы: обучающие занятия в форме игры, беседы, используя чтение сказок, легенд, стихов, рассказов; показ презентаций, организация экскурсий.

2. Работа с педагогами - это проведение консультаций, выступлений на педагогических советах, оказание помощи при работе с семьями, в частности, с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 

3.  Работа с семьей - Социальный педагог в детском саду должен защищать законные права и интересы детей, препятствовать их нарушению, выявлять факты нарушения родителями своих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям.

В основном работа строится с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и в СОП. Это семьи, которые:

- уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей
  - злоупотребляют своими родительскими обязанностями
  - употребляют спиртные напитки
  - жестоко обращаются с детьми 
  - вовлекают детей в попрошайничество, преступную деятельность
  - содержат детей в антисанитарных условиях
  - воспитанием ребенка занимаются близкие родственники

С такими семьями ведется профилактическая работа. Также по необходимости проводится работа с многодетными, малообеспеченными, опекаемыми семьями.

Ежегодно предлагается информация в информационных уголках группы консультации для родителей о правах детей:

ü Конвенция о правах ребенка

ü Родителям о правах детей

ü Консультации для родителей о безопасности

ü Безопасность дома и на улице

ü Безопасный Интернет

ü Ребенок и незнакомец и т.д.

В своей деятельности социальный педагог руководствуется нормативно-правовыми документами, касающимися защиты прав детей:

4. Работа в социуме – взаимодействие с образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, со специалистами различных служб и ведомств, участие в городских мероприятиях. сотрудничество с КДН и ОПДН, школой № 1, с развивающим центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар».

Консультация

№1

«Как защитить ребенка от насилия и жестового обращения»

По данным Юнисеф, в мире ежедневно погибает от жестокого обращения 3 ребенка. Примерно 1-2 из 100 случаев физического насилия заканчивается смертью жертвы, не говоря о серьезных и менее тяжких переломах костей, повреждениях внутренних органов, синяках. Дети, пережившие физическое, сексуальное, психическое насилие или живущие в обстановке пренебрежения к их нуждам, отстают в физическом, и особенно в психическом развитии. У таких детей развивается своеобразный комплекс нервно-психических расстройств и поведенческих отклонений, нарушений в эмоциональной сфере. Жестокое обращение с детьми имеет тенденцию к передаче из поколения в поколение, поскольку дети, выросшие в таких условиях, становясь родителями, стремятся следовать образу воспитания, который был у их собственных родителей, таким образом, происходит трагическое воспроизводство насилия и пренебрежения к детям. Такие дети, став взрослыми, быстрее вовлекаются в употребление алкоголя и наркотиков, у них легче формируется преступное поведение и психические расстройства. Термин «домашнее насилие» означает эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи или других домочадцев. Жестокое обращение в семье – структурный признак внутри семейных отношений, который, выражается в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесения ущерба путем морального, эмоционального, психологического или физического и сексуального насилия. К проявлениям домашнего насилия следует отнести любое посягательство на личность члена семьи и его права распоряжаться собой, в том числе проявления эмоционально-психологической жестокости: насмешки, оскорбления, а также эмоциональное отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки.

Предположительные причины жестокости в семье:

А. Социальный подход

Социокультурная обусловленность. Насилие является стереотипом семейных отношений, воспитанным с детства, принятым в данной группе насилия.

Воздействие социальных факторов (Социально-экономическое положение семьи, безработица, плохие жилищные условия) в качестве возбудителей стресса, ведущего к плохому обращению.

Б. Психологический подход.

Насилие – результат негативного личного жизненного опыта, «травмы» детства. Алкоголизм и психопатология родителей.

Плохое обращение – результат деструктивного взаимодействия между родителями и ребенком.

Ребенок имеет специфические психосоматические характеристики или особенности поведения, побуждающие родителей к такому обращению или уходу. Независимо от того, имеются ли эти особенности у ребенка или нет, родители воспринимают его как имеющего отклонения или трудного, что вызывает риск плохого обращения. Последствия жестокого обращения с детьми – это могут быть телесные повреждения, нарушения психики, депрессивные состояния, тревога, страх прикосновений, робость, замкнутость, низкая самооценка.

Ближайшие последствия жестокого обращения: физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения развивающегося у маленьких детей, когда их берут за плечи и сильно трясут, у детей при этом синдроме появляются кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. В обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Отдаленные последствия: нарушения физического или психического развития ребенка, различные соматические заболевания. Формы жестокого обращения с детьми:

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежение их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное насилие), пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Повреждения могут привести к смерти, вызвать нарушение здоровья или отставание в развитии.

Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

Возраст 6 месяцев —1,5 года: боязнь родителей; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года —6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.

II. Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; беспричинные нервно-психические расстройства.

III. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие: задержка физического и умственного развития; нервный тик; энурез; печальный вид; различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита.

    IV. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.    Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему: постоянный голод и/или жажда; кража пищи; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; пассивность; агрессивность и импульсивность; деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; мастурбация; трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.

Правовые аспекты ответственности за жестокое обращение с детьми

Новая статья 156 Уголовного кодекса РФ гласит: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового». При этом Комментарий к Уголовному кодексу РФ под редакцией Генерального прокурора РФ и Председателя Верховного Суда РФ жестокое обращение вообще трактует как систематичность грубого, безжалостного обращения с человеком и рассматривается как широкое оценочное понятие, охватывающее как действие, так и бездействие, причиняющее физические или психические страдания (побои, истязания, издевательства, лишение пищи и воды, средств к существованию, медицинской помощи, ограничение свободы, изгнание из жилища и т.д.).

Жестокое обращение может выражаться в унижении человеческого достоинства путем неоднократных актов оскорбления, травли, глумления.    В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплены обязанности родителей по воспитанию детей. Если неисполнение обязанностей родителей сопряжено с жестоким обращением, то наступает уголовная ответственность. Гражданская ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних предусмотрена в отношении родителей на основании статей 69, 73, 77 Семейного кодекса РФ в форме лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. В Комментарии к статье 69 Семейного кодекса РФ жестокое обращение с детьми толкуется как физическое или психическое насилие. Физическое насилие выражается в побоях или причинении физических страданий любым способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении всякой воли ребенка и т.п. Если физическое насилие чаще применяют родители к детям или дети по отношению к сверстникам или младшим по возрасту, то психическое - работники различных служб, в том числе образования и правоохранительных органов. Наверное, поэтому в статье 56 Закона РФ «Об образовании», которая устанавливает, что основанием для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации до истечения срока действия трудового договора (контракта) является применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося или воспитанника.    Статья 63 Семейного кодекса РФ возлагает на родителей обязанности по воспитанию своих детей, обязывает заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При этом закрепляется преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Вместе с тем статья 65 Семейного кодекса РФ устанавливает, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. То есть, защищая интересы ребенка, законодательством в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка. При осуществлении родительских прав в ущерб интересам ребенка возможно наступление различных форм ответственности. Это:

1. Семейно-правовая

-лишение родительских прав - ст. 69 СК РФ;
  - ограничение родительских прав - ст. 73 СК РФ;
  - отмена усыновления, отстранение опекуна и попечителя и т.д.

2. Административная ответственность - ст. 164 КоАП.

3. Уголовная ответственность.

Необходимо отметить, что умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего

охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. Однако причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка влекут дополнительную ответственность родителей и лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию детей. Если родители или лица, их заменяющие, совершают в отношении ребенка противозаконные действия, квалифицирующиеся как уголовные преступления, то в этих случаях применяются соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. Сюда, например, входят преступления против жизни и здоровья (статьи 106, 110, 111, 112, 115, 116, 117, 121, 122), половые преступления (статьи 131, 132, 134, 135), оскорбление (ст.130), а также оставление в опасности (ст.125), вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, пьянство, занятия проституцией, азартными играми, а также использование несовершеннолетних для целей паразитического существования (ст.240), склонение к употреблению наркотических средств (ст.230). В случаях физического насилия следует помнить, что установление причин смерти и характера телесных повреждений является основанием для обязательного проведения экспертизы согласно ст.79 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Случаи проведения повторной и дополнительной экспертиз определяет ст.81 УПК РФ. Статья 164 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанностей по воспитанию и обучению детей. Для того чтобы квалифицировать преступление по данным статьям, необходимо доказать систематичность жестокого обращения с детьми (2 и более раза). Также при этом обязательно наличие фактического причинения вреда здоровью ребенка, тогда как по ст. 156 УК РФ этого не требуется.

        ЛИТЕРАТУРА:

       «Как защитить ребенка от насилия и жестокого обращения» (под редакцией М.С.Иванова)

        Социальная педагогика. Курс лекций.

        Р.В.Овчарова «Справочная книга социального педагога», М. 2004г.

№2

«КАК НЕ НАДО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА»

Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".

Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.

№3

ПАМЯТКА

«ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ»

Уважаемые папы и мамы! Вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа. Ваш дом окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Ребёнок всему учится в общении с взрослыми. Будущий успех в межличностном общении вашего ребёнка во многом зависит от того, как вы относитесь к нему, общаетесь с ним дома. Предлагаем Вам несколько важных правил общения и взаимодействия с ребёнком: 1. Соблюдайте принцип сотрудничества и равенства с вашим ребёнком. Помните, что в самом малом возрасте ребёнок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни.

2. Как можно чаще находитесь вместе с ребёнком (читайте, играйте, занимайтесь). 3. Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать свою радость и внимание. 4. Чем больше внимания и заботливости испытывает ребёнок, тем интереснее ему общаться с вами.

5. Показывайте ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть, а не его достижения. Поддерживайте его успехи, даже малейшие.

6. Делитесь с ребёнком и своими чувствами и проблемами, он будет чувствовать ваше доверие.

7. При общении с ребёнком очень важен контакт глаз, необходимо чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

8. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребёнка.

9. Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

10. Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом. 11. Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно.

12. Признавайте права ребёнка на ошибки.

13. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

14. Иногда ставьте себя на место своего ребёнка, и тогда вам будет понятнее, как вести себя с ним.

№4

«МАМА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Материнство – это не только безграничная и безоговорочная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка, как нужно проявлять внимание к самой себе.

Мама – это безопасность Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой.

Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым. Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт. Мама – это гарантия полноценного детства Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком.

Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть. Мама – это жизненные ценности Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.

Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально. Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.

Мама – это модель взаимоотношений Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру. Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.

Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.

Мама – это любовь. Любовь нужно уметь не только принимать, но и отдавать. Это и есть самый главный материнский урок.

Наблюдая за поведением матери, ребенок задает себе несколько вопросов, ответ на которые дает ему представление о том, что входит в понятие «любить»:

  • Умеет ли мама любить по-настоящему, без зависимости?
  •  Разделяет ли она окружающих ее людей на группы: одних любит, других ненавидит, к третьим относится равнодушно?
  • Как можно охарактеризовать ее любовь: это чрезмерная забота, относительное равнодушие или служение интересам ребенка?
  • Какими словами можно назвать эту любовь?
  • Нравится ли ей любить, готова ли она безвозмездно отдавать и получать от этого удовольствие?
  • Можно ли ее любовь назвать бескорыстной или она ожидает чего-то в ответ?·

№5

Семейное воспитание – как основной фактор становления нравственной основы личности

Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, которые непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

       Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребенка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человека должен учиться творить добро.

         Первым и главным воспитателем ребенка являются родители. Обращаясь к ним, А.С.Макаренко говорил: «главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка. Все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями.

         Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, ее уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

         Семья в воспитании ребенка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность.

Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательному воздействию и влиянию среды. Дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов.

Если впервые годы жизни ребенок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребенка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства – это отец, который в общении с детьми обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон. Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности. Наряду с ним можно выделить также и образовательную, и педагогическую подготовленность родителей, обеспечивающая всестороннее и гармоничное развитие личности.

Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Семья должна оказывать на ребенка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребенка. Это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными.

         Самым важным пространством в жизни ребенка является семья, главным воспитателем в которой являются родители. Наилучшим возрастом для воспитания нравственных качеств личности является дошкольный (3-6 лет). Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие моральных эмоций, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, на которые можно положительно повлиять, и благодаря этому воспитать нравственную личность.

ПАПА+МАМА+МАЛЫШ=СЕМЬЯ

     Эта на вид незатейливая формула и есть секрет настоящей, полноценной семьи. Если хотя бы один компонент из этого равенства потерян, то сумма не получается.

     Чаще всего именно из-за мужчин—пап—семья не может носить свое истинное звание, а ребенок не может сказать: «А вот мы с папой...», «А вот мой папа...». Папа есть, но почему-то он вечно занят, у него много дел, забот, проблем, он устал. Такие отговорки можно чаще всего услышать от кормильца семьи. А ведь надо стараться привлекать пап к обучению и воспитанию своих чад.

     Ведь однажды решившись создать семью, все должны понимать о предстоящей ответственности на всю жизнь. Так почему же, когда рождается ребенок, мужчины считают, что мы, женщины, ОБЯЗАНЫ взвалить воспитание детей на себя.

Да, мы в состоянии это сделать, но как объяснить малышу, почему папы нет, почему у него нет времени вместе поиграть, поговорить, подурачиться.

Ведь так хочется, чтобы ребенок чувствовал доброту, любовь, заботу и понимание со стороны обоих родителей. Зачем лишать его счастья?

ДОРОГИЕ ПАПЫ!

Помните, что дети имеют такую особенность—рост, и для того, чтобы в будущем ребенок мог с гордостью сказать: «А мы с папой...», «А мой папа научил меня...», нужно очень постараться в детстве.

     ЗАДУМАЙТЕСЬ о том, что всегда намного приятней вместо очередного боевика –посмотреть мультики, вместо детектива—почитать сказку, вместо пива с друзьями—поесть мороженное с малышом.

     Уделяйте больше времени своим деткам и вы увидите плоды своих стараний. Пусть у каждого из вас всегда в подсознании будет формула:

ПАПА+МАМА+МАЛЫШ=СЕМЬЯ!!!

Папам от ребенка

Папа вновь пришел с работы,
Целый день его я ждал.
Но у папы все заботы.
Но у папы все дела:
В этот вечер почему-то
Надо что-то припаять,
Снегоход свой разобрать,
Целый день играю с мамой,
с нетерпеньем вечер жду,
Ведь придет любимый папа, и я с ним гулять пойду
Только папу ждет машина, он теперь гуляет с ней.
Вот досадная картина, и нам с мамой все грустней.
Ладно, папа, говорит, ты немножко подрасти,
И возьму тебя с собою, мы с тобой в гараж пойдем.
Папочка. родной, ты нас с мамочкой пойми,
Это будет позже, ты ведь нужен нам сейчас, а не потом!!!
Мы ведь с мамой точно знаем, что ты лучший в мире папа,
Только о-о-очень занятой!!!
Было б здорово, наверно, если б ты был занят мной

№6

«Этикет: как вести себя за столом»

Уважаемые родители!

Учить детей правилам поведения за столом необходимо с раннего детства. Навыки приличного поведения за столом дети закрепляют в семье. Читайте своим детям интересные стихи и рассказы известных писателей и поэтов о правилах поведения за столом. Обсуждайте с детьми то, о чѐм прочитали, рассматривайте иллюстрации в книгах, рассуждайте и анализируйте то, что на них происходит. На примере правильного и неправильного поведения за столом забавных героев из стихов детям будет интересно изучать правила приличного поведения за столом. Например:

Вытри мордочку салфеткой,
  И не говори С набитым ртом,
  И на стуле Не вертись притом.
  Для чего Вертеться так неловко,
  Если есть капуста И морковка?
  Главное В гостях не упусти:
  Сел за стол – И вежливо Хрусти!

Выучите с ребёнком основные правила как сидеть за столом:

1. Не сутультесь, сидите прямо, слегка откинувшись на спинку стула.

2. Руки (кисти, но не локти) положите на край стола.

3. Тканевую салфетку сложите вдвое и положите на себе на колени.

4. Ноги согните в коленях под прямым углом. Это самая удобная и приличная поза.

5. Нельзя полулежать на стуле и закидывать руки на спинку стула.

Повторяйте их каждый раз, когда садитесь за стол. Каждый раз, когда идѐте с ребѐнком в гости или ведѐте его в детский сад, проговаривайте основные и самые простые правила поведения за столом. Задавайте ему вопросы, как правильно вести себя за столом, а как нельзя вести себя за столом.

Правила поведения за столом:

1. Не придвигайтесь к столу слишком близко и не ложитесь на него грудью.

2. Не кладите локти на стол. Это может помешать соседям справа и слева.

3. Не подпирайте ладонями подбородок или щѐки. Такая поза выражает неуважение к присутствующим.

4. Не скрещивайте руки на груди и не кладите голову на руки.

5. Сидя за столом, не раскачивайтесь на стуле.

6. Во время приѐма пищи не рассматривайте картинки в книжке и не играйте за столом. Это вредно и неуважительно по отношению к окружающим.

7. Не лезьте руками в тарелку. Для этого есть столовые приборы.

8. Кладите в тарелку ровно столько, сколько сможете съесть. Не жадничайте!

9. Не тянитесь через весь стол, а вежливо попросите передать.

10. Не пользуйтесь своими приборами, чтобы положить в свою тарелку блюдо из общей посуды.

11. Старайтесь есть беззвучно.

12. Не разговаривайте громко, тем более с набитым ртом. Это невежливо.

И можно подавиться.

13. Не дуйте на слишком горячее блюдо, подождите, пока оно остынет.

14. Когда пьѐте чай, не оставляйте чайную ложку в стакане. Размешав сахар, положите ложку на блюдце.

15. Не облизывайте пальцы, даже если блюдо пришлось вам по вкусу.

16. Закончив еду, ложку не облизывайте. Грязные нож и вилку на стол не кладут. 17. Не указывайте столовыми приборами на кого-то или что-то.

18. Не используйте упавшие на пол приборы. Попросите их заменить.

19. Не выплѐвывайте еду в салфетку или руку. Удалите еѐ при помощи вилки или ложки и положите на край своей тарелки.

20. Не облизывайте тарелку, каким бы вкусным ни было блюдо. Лучше попросите добавку!

21. Не кладите ноги на стол. Это очень грубо!

22. Не хватайтесь за столовые приборы раньше времени. Еду быстрее не принесут.

23. Не держите чашку чая или кофе двумя руками.

24. Не ковыряйте ножом или вилкой в зубах. Это опасно – вы можете пораниться. 25. Подносите еду ко рту, а не рот к еде.

26. Не нюхайте еду и не критикуйте еѐ – этим вы можете обидеть хозяйку.

27. Нельзя энергично мешать суп ложкой, дуть на него, а также шумно втягивать его в себя.

28. Не вытирайте скатертью руки.

29. Не вытягивайте ноги во всю длину под столом.

30. Закончив есть, салфетку положите на стол слева от себя.

31. Когда выходишь из-за стола, не забывай говорить вежливое слово «Спасибо». Правил поведения за столом очень много и выучить их все бывает очень сложно для ребѐнка. Однако знать правила поведения для ситуаций, в которых может оказаться каждый человек (неважно взрослый он или ребѐнок), просто необходимо.
Желаем Вам успехов!

 

№7

«Что должен знать ребёнок, когда окажется на улице один?

Правила дорожного движения»

Познакомить ребёнка с основными правилами дорожного движения обычно не составляет труда. Вместе с ним вы ходите в детский сад, магазин, в гости и ни один раз пересекали дорогу. Это самый подходящий момент и объяснить ребёнку, и показать собственным примером, как вести себя на проезжей части.

Как только малыш это усвоит, можно уже спрашивать его – как нужно поступить, где встать, на что смотреть.

Ребёнок должен знать правила поведения «с запасом». Автобус и трамвай не стоит обходить ни спереди, ни сзади – идем к пешеходному переходу. Между «зеброй» и светофором – выбираем второе. Переходим дорогу в два приема с остановкой посередине – только в крайнем случае.

Понаблюдайте, во дворе, особенно рядом со своим домом, ребёнок меньше обращает внимание на транспорт. Да, скорость машин тут значительно ниже, но понимать, что она может появиться внезапно из-за угла, съехать с места, закрыть обзор, малыш должен.

Нельзя общаться с незнакомыми людьми. То, что ребёнку не следует разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо, тем более идти с ними куда-то – правила понятные всем. Но в отличие от поведения на дороге с подобными ситуациями малыш сталкивается намного реже. Поэтому подготовка ребёнка к подобным ситуациям будет скорее теоретической. Можно использовать для этих целей игру, разыгрывать сценки. Ребёнок должен усвоить, что нельзя уходить куда-то с незнакомыми или садиться в машину к чужим, даже если они говорят, что знают родителей. Лучше объяснить ребёнку, что если к нему обращаются нужно сохранять дистанцию в 2 раза больше вытянутой руки, никогда не подходить близко.

Пока Вы вместе с ребёнком старайтесь не допускать ситуаций, когда посторонний угощает малыша конфетой или обращается лично к нему. Если родитель посчитает допустимым принять угощение, он должен сделать это сам и передать ребенку. Допустимо отвечать на вопросы за малыша.

Основное, что можно продемонстрировать – незнакомые взрослые разговаривают со взрослыми.

К кому можно обратиться за помощью? Немаловажно, чтобы ребёнок заранее знал, к кому он может обратиться в затруднительной ситуации.

Не запугивайте детей полицией – малыш должен понимать, что люди в униформе – это первые взрослые, к которым он может обратиться за помощью. В случае, если ребёнок заблудится или потеряется, против родителей будет работать и запрет на разговоры с незнакомыми людьми. Не следует забывать об этом.

Поэтому, несмотря на запрет общения с посторонними, запугивать малыша ими тоже не стоит. Ребёнок должен знать, что может обратиться к взрослым за помощью, если в зоне видимости нет служащих. Разучите од

Контактная информация:

  • Ребёнок должен знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, их телефон. Такую информацию можно разучивать с самого раннего возраста. Ситуация, когда она может понадобиться, возможна задолго до того, как Вы сами отпустите ребёнка одного. Малыш может потеряться в магазине, отстать от группы детского сада на экскурсии, выскочить или заскочить в общественный транспорт.

Как вести себя в различных ситуациях? Сесть и объяснить ребёнку перед выходом из дома как вести себя во всех возможных ситуациях, с которыми он может столкнуться невозможно. Даже если предположить, что теоретически родители это сделают, такой объем информации ребёнок не усвоит.

Во время прогулок обращайте внимание ребёнка на те, или иные моменты. Ребята полезли на дерево – так делать не стоит, можно упасть и разбиться. Собака гуляет одна без хозяина – не надо ее дразнить и привлекать внимание, лучше замереть на месте, чем бежать.

Понаблюдать общение ребёнка со сверстниками и откорректировать его поведение можно во время совместных прогулок.

Поэтому пока Вы рядом со своим ребёнком старайтесь разобрать ту или иную ситуацию с точки зрения «если бы ребёнок был один». Это позволит малышу заранее приобрести определенный опыт поведения в различных обстоятельствах без участия родителей. Пока Вы рядом – предоставьте ребёнку определенную свободу, понаблюдайте за ним.

№8

«Кризисы развития»

В жизни каждого человека на определенном этапе случаются кризисы, они бывают как у детей, так и у взрослых (кризис 1 года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис ранней юности, кризис 30 лет и др.)

Кризисы развития – это относительно короткие периоды (от нескольких месяцев – до года-двух) в жизни, в течение которых человек заметно меняется. Чем старше человек, тем легче ему справиться со своими эмоциями, взрослые способны справиться со сложившейся ситуацией. Для детей же собственное прошлое и будущее непонятно, остается абстракцией, и поэтому они переживают эти периоды сложнее, не могут осознать, что с ними происходит.

Подробнее хотелось бы рассказать о кризисе 3-х летнего возраста.

В течение первых 3-х лет жизни ребенок сильно меняется, у него формируется характер, своё отношение к миру, он учится действовать как взрослый, у него складывается определенное отношение к себе.

Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его трудность состоит в том что, начиная отделять себя от взрослых, ребенок проявляет возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство. Кризис 3х-лет – определение условное, так как временные рамки гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других в 3.5 года. Первым свидетельством начала кризиса может служить проявление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых.

Ребенок пытается отделить себя от взрослого, возникает ситуация - «Я - сам», у него формируются собственные желания. Иногда малыш противопоставляет себя взрослым, его единственная цель – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки взрослых, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, т.е. развивается самооценка ребенка. Он становится злопамятным, начинает хитрить, претендовать на равноправие со- взрослыми. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, опередить сверстника, часто толкает детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи, фантазирование – это следствие ошибок воспитания.

Дальнейшее развитие ребенка зависит от общения со- взрослыми. Мы должны положительно оценивать личность ребенка, тактично указывать на недостатки и промахи, уметь поддержать и похвалить за старание и инициативность, тогда ребенок научится гордиться собой и своими успехами. А если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывая за своеволие, стремится подловить на обмане, то скорее всего у ребенка разовьется желание противостояния взрослому и гневливость, раздражительность и упрямство станут чертами характера. Выводом из кризиса является игра, игра – это особая форма жизнедеятельности ребенка и взрослого. В игре ребенок оказывается счастливым и самостоятельным.

№9

«НА ПОВОДУ У СВОИХ ЖЕЛАНИЙ»

ДУРНОЙ ПРИМЕР БЫВАЕТ ЗАРАЗИТЕЛЕН

Кто из родителей не испытывает ужаса, найдя в кармане малыша, вернувшегося из гостей, денежные купюры или любимую игрушку соседского мальчика? «Откуда?» - только и можем спросить мы, уже зная ответ: «Оттуда».

ТОЛЬКО НАКАЗАНИЕ НЕ ПОМОЖЕТ

Все наши представления о воспитании куда-то улетучиваются, и мы совершенно не знаем, что делать. Ни в коем случае нельзя ребенка бить! С помощью физического наказания страсть к воровству не излечивается. В дошкольном возрасте еще рано говорить о воровстве как о сознательном преступлении. Скорее, это просто безответственный поступок. Малыш еще не чувствует четкой границы между своим и чужим, он просто идет на поводу у своих желаний: захотел-взял. Поэтому, найдя чужую вещь у своего детсадовца, сообщите, что осуждаете такой поступок (а не его самого!), расскажите о том, как неприятно вам, когда ваши вещи кто-то берет без спросу. Напомните малышу, как он переживал, когда соседская девочка тихонько забрала его любимого медведя, а он не мог уснуть всю ночь.

НЕ ОДОБРЯЙТЕ ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ

Если ваши беседы не имеют успеха, задумайтесь о том вызове, который вам бросает ребенок. Значит, он не хочет понять вас и согласиться с вашими доводами. Задумайтесь о своем поведении. Не подавали ли вы сами повод, пусть даже косвенный, для воровства? Однажды мама восьмилетнего Саши на приеме у психолога вспомнила, что она одобрила поступок сына, когда он решил оставить себе кем-то забытую в поликлинике дорогую машинку. Хотя, наверное, правильнее было бы сдать обнаруженную вещь в регистратуру.

ОТДАТЬ, НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ?

Периодически или единожды случившиеся эпизоды воровства могут быть еще и попыткой самоутверждения ребенка. Он как бы проверяет себя и вас на прочность. Не клеймите и не унижайте его. Стоит просто рассказать о своих моральных принципах и настоять на том, чтобы украденную вещь он вернул владельцу самостоятельно, извинившись. Вы можете стоять рядом в качестве «моральной поддержки». Не комментируйте события, лучше тоже извинитесь. После подобной экзекуции ребенка следует похвалить за мужество и больше не напоминать о случившемся.

 №10

«Алкоголизм»

         Здоровым может называться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде. К сожалению, в настоящее время, всё больше молодых людей начинают злоупотреблять спиртными напитками и таким образом, разрушают своё физическое и психическое здоровье.

Причины:

  1. Одной из первых причин является употребление алкоголя родителями, – имеется в виду влияние алкоголя на потомство. "Пьют родители – страдают дети". Об отрицательном влиянии алкоголя на потомство известно ещё со времён далёкой древности.   На всех этапах формирования организма контакт с алкогольным ядом опасен и может в дальнейшем проявиться нарушениями физического и психического здоровья. Риск развития тяжёлых нарушений здоровья тем выше, чем более продолжительно и интенсивно воздействие алкоголя.

     Действие алкоголя в период внутриутробного развития плода приводит в первую очередь к недоразвитию плода, рождению ослабленных детей, высокой детской смертности, рождению детей с врождённым недоразвитием отдельных органов, с уродствами.

     Алкоголь, принимаемый матерью в период грудного вскармливания ребёнка, вызывает у него расстройства нервной системы, нарушения в психической сфере, различные заболевания органов пищеварения, печени, почек, сердечно-сосудистой системы, лёгких, тормозит умственное развитие. В этот же период алкоголь может попасть в организм ребёнка с грудным молоком, если мать в это время употребляет любые спиртные напитки.

     Врачами-педиатрами описано множество случаев алкогольного отравления младенцев через грудное молоко. Дети, матери которых употребляли спиртные напитки в период вскармливания, были очень беспокойны, нередко у них развивались судорожные явления и даже эпилептические припадки. Особенно слабой нервной системой отличались дети, рождённые от матерей, употреблявших алкоголь ещё во время беременности.

     Кроме всего вышесказанного, решающее значение в возникновении хронического алкоголизма имеют традиции, обычаи, индивидуальное отношение каждого человека к употреблению алкоголя. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность будущего человека. Здесь мы рассмотрим не менее важный фактор начала употребления подростка алкоголя – нарушение взаимоотношений в семье, а именно:

  алкоголизм одного или обоих родителей;

  постоянные конфликты между родителями;

  жестокое обращение с подростком;

  семейный крах (развод, потеря одного или обоих родителей и т.д.);

  неполная семья.

     Моральный и материальный ущерб, который наносится семье пьющим отцом, непоправим. Ведь в этом случае значительные материальные средства расходуются на спиртное. Ухудшается питание семьи, что тяжело складывается на физическом развитии и росте детей. Из-за ссор, скандалов, пьяных сборищ дети часто недосыпают, спят тревожно. Успеваемость учащихся резко падает. Постоянный пример алкоголика отца, находящегося перед глазами ребёнка, – грубого, несдержанного, часто неработающего, – пагубно сказывается на формировании личности будущего человека. Дети часто стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что отец пьёт и дебоширит в доме, для них это настоящее горе, и каждый ребёнок остро реагирует на него.

     Ещё тяжелее складываются отношения, когда в семье пьёт мать. Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестаёт заботиться о доме, детях, опускается. К сожалению, в последнее время злоупотребление спиртным перестаёт быть "привилегией" мужчин. Алкоголизм у женщин протекает более злокачественно, чем у мужчин. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Особенно страшным такой пример может стать для подрастающей дочери.

     Исследователи, изучавшие причины женского алкоголизма, указывают, что на первом месте стоит психическая травматизация, связанная с неблагополучием в личной и семейной жизни. Отсутствие взаимопонимания, половая неудовлетворённость, чувство одиночества, в некоторых случаях совместные выпивки – вот важные предпосылки для начала алкогольного пути женщины. Из наблюдений учёных-медиков известно, что женщины-алкоголики употребляют значительно больше алкоголя, чем мужчины, и хронический алкоголизм развивается у них значительно быстрее.

     Постоянный страх перед пьяным отцом, скандалами, драками в доме, страх за мать, детей в таких семьях делает робкими, неуверенными в себе. Часто дети в семьях алкоголиков вырастают злобными, мстительными, лживыми и лицемерными. В семейных драках и скандалах их незаслуженно обижают, и они, стараясь защитить себя, со временем ожесточаются и действуют теми же методами. В таких семьях дети нередко получают тяжёлые травмы.

     Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обусловливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. К вопросам воспитания своих детей такие родители безразличны.

     Пьянство в семье является дурным и заразительным примером для детей и подростков. Одним из серьёзных последствий пьянства в семье является раннее привыкание детей к алкоголю, способствующее развитию у них в последующие годы хронического алкоголизма. Риска заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Дети из таких семей затрудняются в принятии любых решений, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

     Ребёнку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним – чувство надёжности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребёнок чувствует своё бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации.

 Вывод:

дефекты семейного воспитания способствуют развитию у детей вредных привычек;
- низкий культурный уровень и незанятость приводят к употреблению алкоголя;
- сложившиеся обычаи и традиции семейных застолий влекут тяжёлые последствия;
- кино-и телепропаганда успешного героя с сигаретой и рюмкой не способствует формированию полезных привычек у детей;
- личный пример выпивающих людей, обладающих авторитетом в определённой микросреде, сказывается на воспитании других его членов отрицательно; это особенно опасно для подростков, склонных к подражательству;
- здоровый микроклимат семьи, положительный пример родителей – хорошая основа антиалкогольного воспитания;
- труд, разумная занятость детей – одно из главных условий воспитания положительных привычек;
- все взрослые, а родители в первую очередь отвечают за воспитание своих детей.

№11

Агрессивный ребенок: понять и помочь

Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1977).

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

И агрессия и агрессивность оказывают отрицательное действие на жизнь ребенка и становление его личности. К чему же приводит агрессивное поведение?

Ребенок часто конфликтует с взрослыми и сверстниками, он часто злится, расстраивается. Физические и вербальные проявления агрессивности - это только видимая часть деструктивного влияния агрессии. Самое колоссальное влияние оказывает формирующаяся установка, что только агрессивным поведением можно решать проблемы и задачи жизни и все вокруг враги. Не зная других вариантов поведения, ребенок попадает в замкнутый круг, в котором его агрессия порождает ответную агрессию окружающих, включается механизм саморазрушения.

Проявление детской агрессии: основные причины.

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества.

ü Беспричинные всплески ярости;

ü Желание поломать, разорвать;

ü Ущипнуть и даже укусить - заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.

Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью. Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне.

Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.

Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:

ü Особенности врожденного темперамента и нервной системы.

ü Неполное или неправильное воспитание.

ü Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.

ü Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).

ü Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

ü Если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.

ü  Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.

ü  Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.

Виды агрессии у детей:

 Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная, к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.

Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:

  • Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно);
  • Косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей);
  • Символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
  • Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
  • Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
  • Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.

Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.

Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии начиная с младенческого возраста.

Родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда. Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка. Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства.

Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда. Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка. Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы. Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.

Агрессивный ребенок: помогая преодолеть гнев родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни.

Значит придется исключить при ребенке «разборы полетов»:

ü не использовать в разговоре сарказм, крики;

ü исключить семейные скандалы;

ü  телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком.

Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить. Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании. Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз. Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее.

Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение. Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной. Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.

Ошибки родителей: главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата. От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним. Ребенок будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию.

Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.

Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действие в конечном результате сторицей вознаградятся.

Должны исключаться из поведения агрессивность, наказание должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправится.

Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.

Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.

Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.

№12

«ПРАВА МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»

Каждый человек обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других людей.

Основной документ по правам ребенка – Конвенция «О правах ребенка».

Резюме прав:

  1. Дети имеют право на воспитание в семье или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
  2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
  3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
  4. Дети имеют право на медицинский уход.
  5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
  6. Дети имеют право на отдых.
  7. Дети имеют право на бесплатное образование.
  8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
  9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
  10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию.
  11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Также есть законодательные акты РФ, в которых находят отражения основные идеи Конвенции это: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «Об образовании» и др.

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО…

С рождения:

v Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, имеет право на имя, отечество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

v На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

v Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

3 года:

v Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

6 лет:

Шестилетний гражданин:

v Вправе посещать школу;

v Вправе самостоятельно заключать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

8 лет:

v Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.

10 лет:

v Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.

v Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановления родительских прав своих родителей.

v Выражает свое мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать после их развода.

v Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного заседания.

 

№13

«Наказывать или не наказывать ребенка?

В жизни каждых родителей наступает момент, когда ребёнок перестаёт слушаться. И многие родители ставят перед собой вопрос: «Как правильно поступить?», «Стоит, или не стоит наказывать ребёнка?»

Оставление проступков без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Если Вы не будете объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, он будет усваивать это крайне медленно, а может и вовсе посчитать, что такое поведение – норма. Вот тут-то снова и выплывает вопрос, наказывать ребенка или нет? Ответ очевиден: после первого разъяснительного разговора да, наказывать. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия в виде наказания.

А вот как наказывать ребенка?

Первое, что необходимо сделать – это встать на место ребенка и понять, что именно побудило его совершить этот поступок. Нет ли Вашей вины в том, что ребенок совершил проступок? Возможно, Вы не объяснили ребенку, что так делать нельзя, и он просто не видит в своём поступке ничего плохого? Прежде, чем наказывать ребенка необходимо обязательно получить ответы на эти вопросы. Вполне возможно, что ребенок не видит в своём поступке ничего дурного и не понимает последствий. В этом случае всё наказание ребенка должно свестись к разъяснительной беседе, почему так делать нельзя.

Виды наказания

Физические наказания – всего лет сто назад считалось, что серьёзные физические наказания детей – это единственный вид наказаний ребенка, который обеспечит его правильное воспитание. Однако, сегодня уже все специалисты твердят, что наказывать ребенка физически просто нельзя. Наказывать ребенка телесно необходимо только в крайних случаях, и это должно быть последним средством. Нельзя наказывать ребенка так, чтобы ему было больно, шлепок по попе вполне ощутим для ребенка, но не несёт в себе никаких физических и психологических последствий для его здоровья. А вот для того, чтобы не переборщить, Вы обязательно должны соблюдать самое главное правило: перед тем, как наказывать ребенка, Вы должны полностью успокоиться. Только так. Гнев - плохой советчик и Вы сами не заметите, как шлепок за провинность может превратиться едва ли не в избиение ребенка. Тогда после наказания ребёнок будет стараться ударить младшего брата или сестру или животное. Таким образом, он будет мстить окружающему миру за перенесенную боль и унижения. Второе правило: наказание должно быть адекватно возрасту ребенка.

Угрозы и запугивания – ни в коем случае в виде наказания ребенка нельзя запугивать или угрожать ему, так как это может привести к серьёзным психологическим расстройствам, развитию неврозов и т.д. Также такой вид наказания детей может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, их можно пропускать мимо ушей.

Словесное унижениенельзя унижать человеческое достоинство ребёнка. Любое оскорбление – это психологическая травма для ребёнка. Фразы, произнесённые даже сгоряча, могут серьёзно ранить ребёнка. У ребёнка будет развиваться неуверенность в своих силах и способностях. Ребёнок замкнётся в себе. Или словесные унижения ребёнок будет усваивать как норму поведения, и расти жестоким. Изолирование ребёнка - это даже не способ наказать ребенка, а просто способ прекратить детские капризы или шалости. Метод очень простой – просто отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своём поведении: «Иди к себе в комнату или угол, когда успокоишься, выйдешь». Только помните, что наказывать малышей так нельзя. В случае если ребенок очень мал, то можно самим выйти из комнаты. Такой способ наказывать ребенка отлично подойдёт в случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, привлечь их внимание. Однако помните, что наказывать ребенка, таким образом, надолго не стоит, так как маленький ребенок через некоторое время просто забудет, за что его наказали, а более взрослый задумается о наказании и отношении родителей к нему. Время изоляции должно соответствовать возрасту ребёнка: 3 года – 3 минуты, 4 года – 4 минуты, 5 лет – 5 минут, 6 лет – 6 минут, 7 лет – 7 минут. После изоляции не спрашивайте ребёнка, понял ли он свой поступок, не вспоминайте, не напоминайте ему, за что он был наказан.

Лишение удовольствия. Такой метод наказания вполне приемлем. Например, лишить ребёнка просмотра мультиков, стоит уже при более серьёзном проступке. В первую очередь, как и в любом способе наказывать ребенка, необходимо объяснить ему, что это наказание вот за это. Ребенок должен понять, что за плохое поведение его лишат чего-то действительно важного для него. Однако и здесь надо быть очень внимательным и осторожным. Нельзя наказывать малыша слишком длительным лишением чего-либо. Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня Вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Недопустимо также запоздалое наказание. Например, сегодня Вы запретили ребёнку гулять, потому что вчера он не убрал игрушки. В таком случае ребенок может почувствовать себя несчастным, а этого допускать нельзя.

Наказание трудом. Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать?

Лишение ребёнка его физиологических потребностей. Например лишить ребёнка еды, сна. Такой метод наказании ни в коем случае применять нельзя, так как наносит серьёзный вред физическому и психическому здоровью ребёнка.

Игнорирование поведения ребёнка. Смысл этой методики заключается в поддержании желаемого поведения — похвалой и игнорирование нежелательного поведения. Ни в коем случае не игнорируйте самого ребёнка. Например, скажите ему: «Мне не нравится сегодня твоё поведение». Нельзя говорить «Ты мне сегодня не нравишься». Ребёнок будет думать, что Вы его не любите. Таким образом, малыш, особенно, если он общительный и коммуникабельный, стремиться к той модели поведения, которую поддерживают его родители и участвующие в воспитательном процессе люди. К сожалению, не каждый родитель обладает железными нервами, чтобы игнорировать все шалости малыша.

Итак, выделим виды наказания, которые нельзя применять и которые можно применять:

Как нельзя наказывать ребёнка:

  1. Физически (применение силы).
  2. Трудом домашним.
  3. Словесным унижением.
  4. Угрозами и запугиваниями.
  5. Лишением физиологических потребностей ребёнка.
  6. Лишать ребенка праздника.

Как можно наказывать ребёнка:

1 Игнорировать поведение ребёнка, но ни в коем случае не игнорировать самого ребёнка как личность.

2 Изолировать ребёнка в свою комнату.

3 Лишать ребёнка удовольствий.

Для того, чтобы ребенок чётко понимал связь между своими поступками и наказанием, если Вам что-то не нравится, предупреждайте ребенка о том, что он может быть наказан. Пример: «Если не уберёшь игрушки, то я тебя накажу».

Помните! Когда ребёнок болеет, наказывать его нельзя.

Уважаемые родители, запомните, что наказывать ребенка необходимо не для того чтобы показать свою власть над ним, не для того чтобы сделать ему больно и не для того чтобы унизить его.