Педагогический КВН
«Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель:
совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию у дошкольников элементарных математических представлений.
Задачи:
продолжать углублять и совершенствовать знания, умения педагогов по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников, используя занимательный материал: логические блоки Дьенеша, игры «Танграм», «Пифагор», счетные палочки и другие;
содействовать активизации у них творческого подхода при выполнении заданий; развитию творческого воображения; умений осуществлять саморефлексию своей педагогический деятельности;
воспитывать конструктивное позитивное общение с коллегами.
Предварительная работа:
1.изучение педагогами методической литературы по данной тематике.
2.проведение семинара-практикума «Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»;
3.подготовка заданий для команд педагогов;
4.оказание помощи педагогам при подготовке домашнего задания.
Оборудование:
1.Логические блоки Дьенеша;
2.Игры «Танграм», «Пифагор»;
Повестка мероприятия:
1.Выступление зам по ВМР.
2.Проведение педагогического КВНа.
3.Рефлексия педагогами своей деятельности.
Ход:
1. Выступление зам по ВМР.
Известный психолог Л.С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Цитатой знаменитого психолога хочется открыть нашу встречу. Наша совместная работа посвящена проблеме развития психических познавательных процессов посредством реализации в воспитательно-образовательном процессе последовательного, систематического, логически выстроенного методического материала по развитию у дошкольников элементарных математических представлений, обеспечивающий развитие у них простейших логических структур и математических представлений, который в дальнейшем поможет нашим воспитанникам успешно обучаться.
Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания у дошкольников, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется без ущерба физическому развитию, в гармоничном единстве с ним.
Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. А в математике заложены огромные возможности для развития мышления дошкольников в процессе их обучения с самого раннего детства.
Формированию и развитию основных структур мышления у воспитанников важно как и содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить. И в данном случае это непосредственно относится к профессиональной компетенции педагогов. Поэтому существует необходимость систематически совершенствовать свои знания, умения по данной методике формирования элементарных математических представлений, используя в практику разнообразный занимательный материал.
2.Проведение педагогического КВНа.
оценки результатов конкурсов:
правильность ответа;
творческий подход.
Оценки жюри:
«справились» - 5 баллов;
«есть затруднения» - 4 балла;
«необходимо серьезно поработать» - 3 балла.
1.Конкурс «Название команды, девиз».
Командам предложено озвучить название своей команды и девиз.
2.Конкурс «Вопросы на засыпку».
1.Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны геометрических фигур –
( квадрат, круг, равносторонний треугольник, прямоугольник).
2.Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1.формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2.цветом – красные, желтые, синие;
3.размером – большие, малые;
4.толщиной – толстые, тонкие.
3.Перечислите содержание 1 и 2 группы логических игр и упражнений, направленные на:
развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;
развитие умения сравнивать предметы по их свойствам.
4. Перечислите содержание 1 и 2 группы логических игр и упражнений, направленные:
развитие умений и действий классификации и обобщения;
развитие способности к логическим действиям и операциям.
5.Карточки-свойства содействуют………переходу детям от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению.
Нарисуйте карточки-свойства, моделирующие цвет, форму.
6.Карточки с отрицанием свойств…………содействуют переходу детям развитию от наглядно-схематического мышления с словесному.
Нарисуйте карточки с отрицанием свойств размера, толщины.
3.Конкурс «Играем с блоками Дьенеша».
Каждой команде предложено проиграть с командой соперников любые игры и упражнения с логическим блоками Дьенеша.
Проведение психогимнастики.
Упражнение «Самохвальство».
Цель: усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания на различных мероприятиях и вне их.
1 педагог «Я хорошая»;
2 педагог, повторяя «Я хорошая, красивая….»;
3 педагог, повторяя «Я хорошая, красивая, любимая……» и т . д.
4.Конкурс «Математическая фантазия».
Командам предложено проиграть в игру «Что это бывает?» в двух вариантах:
команде описан предмет;
команда придумывает свой вариант.
Цель: определить и выяснить цвет, форму предполагаемого предмета математического содержания.
5.Конкурс «Домашнее задание».
Командам предложено подобрать вопросы для команды соперников ( 3 -теоретических, 1 – практический).
1 команда.
1.Из каких геометрических фигур состоит «Танграм»?
(Игра «Танграм» состоит из: 7 частей одинаково окрашенных с обеих сторон: 2 больших, 1 средний, 2 маленьких треугольника; 1 квадрат; 1 параллелограмм.
2.Назовите последовательные этапы освоения игры «Танграм»?:
1.ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой, с 5 лет);
2.составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам, с 6-7 лет);
3.воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененнным, 6-7 лет).
3.Составье фигуру по образцу ( по расчлененному).
2 команда.
1.Из каких геометрических фигур состоит игра - головоломка «Пифагор»:
(Игра –головоломка «Пифагор» состоит из 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших треугольника, 1 четырехугольник (параллелограмм).
2.Назовите последовательные этапы освоения игры – головоломки «Пифагор»:
1.составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам, с 6-7 лет);
2.воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененнным, 6-7 лет).
3.Назовите 3 группы заданий с головоломками:
1.задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек
( 2 равных квадрата из 7 палочек);
2.задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек);
3.задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
3.Составьте домик из 6 палочек.
Проведение саморефлексии своей деятельности.
Упражнение «Карикатура».
Цель: продолжать развивать у педагогов развитие адекватной саморефлексии своей практической деятельности.
«Мы сегодня так играли,
И немножечко устали.
Краски в руки мы возьмем,
Карикатуру на себя произведем».
Педагогам предложено, используя разнообразие изобразительных средств изобразить себя, своих коллег с последующим пояснением.