Педагогический КВН

«Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель:

совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию у дошкольников элементарных математических представлений.

Задачи:

продолжать углублять и совершенствовать знания, умения педагогов по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников, используя занимательный материал: логические блоки Дьенеша, игры «Танграм», «Пифагор», счетные палочки и другие;

содействовать активизации у них творческого подхода при выполнении заданий; развитию творческого воображения; умений осуществлять саморефлексию своей педагогический деятельности;

воспитывать конструктивное позитивное общение с коллегами.

Предварительная работа:

1.изучение педагогами методической литературы по данной тематике.

2.проведение семинара-практикума «Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»;

3.подготовка заданий для команд педагогов;

4.оказание помощи педагогам при подготовке домашнего задания.

Оборудование:

1.Логические блоки Дьенеша;

2.Игры «Танграм», «Пифагор»;

Повестка мероприятия:

1.Выступление зам по ВМР.

2.Проведение педагогического КВНа.

3.Рефлексия педагогами своей деятельности.

Ход:

1. Выступление зам по ВМР.

   Известный психолог Л.С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

   Цитатой знаменитого психолога хочется открыть нашу встречу. Наша совместная работа посвящена проблеме развития психических познавательных процессов посредством реализации в воспитательно-образовательном процессе последовательного, систематического, логически выстроенного методического материала по развитию у дошкольников элементарных математических представлений, обеспечивающий развитие у них простейших логических структур и математических представлений, который в дальнейшем поможет нашим воспитанникам успешно обучаться.

   Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания у дошкольников, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется без ущерба физическому развитию, в гармоничном единстве с ним.

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. А в математике заложены огромные возможности для развития мышления дошкольников в процессе их обучения с самого раннего детства.  

Формированию и развитию основных структур мышления у воспитанников важно как и содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить. И в данном случае это непосредственно относится к профессиональной компетенции педагогов. Поэтому существует необходимость систематически совершенствовать свои знания, умения по данной методике формирования элементарных математических представлений, используя в практику разнообразный занимательный материал.

2.Проведение педагогического КВНа.

оценки результатов конкурсов:

правильность ответа;

творческий подход.

Оценки жюри:

«справились» - 5 баллов;

«есть затруднения» - 4 балла;

«необходимо серьезно поработать» - 3 балла.

1.Конкурс «Название команды, девиз».

Командам предложено озвучить название своей команды и девиз.

2.Конкурс «Вопросы на засыпку».

1.Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны геометрических фигур –

( квадрат, круг, равносторонний треугольник, прямоугольник).

2.Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1.формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2.цветом – красные, желтые, синие;

3.размером – большие, малые;

4.толщиной – толстые, тонкие.

3.Перечислите содержание 1 и 2 группы логических игр и упражнений, направленные на:

   развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;

   развитие умения сравнивать предметы по их свойствам.

4. Перечислите содержание 1 и 2 группы логических игр и упражнений, направленные:

   развитие умений и действий классификации и обобщения;

развитие способности к логическим действиям и операциям.

5.Карточки-свойства содействуют………переходу детям от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению.

Нарисуйте карточки-свойства, моделирующие цвет, форму.

6.Карточки с отрицанием свойств…………содействуют переходу детям развитию от наглядно-схематического мышления с словесному.

Нарисуйте карточки с отрицанием свойств размера, толщины.

3.Конкурс «Играем с блоками Дьенеша».

Каждой команде предложено проиграть с командой соперников любые игры и упражнения с логическим блоками Дьенеша.

Проведение психогимнастики.

Упражнение «Самохвальство».

Цель: усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания на различных мероприятиях и вне их.

1 педагог «Я хорошая»;

2 педагог, повторяя «Я хорошая, красивая….»;

3 педагог, повторяя «Я хорошая, красивая, любимая……» и т . д.

4.Конкурс «Математическая фантазия».

Командам предложено проиграть в игру «Что это бывает?» в двух вариантах:

команде описан предмет;

команда придумывает свой вариант.

Цель: определить и выяснить цвет, форму предполагаемого предмета математического содержания.

5.Конкурс «Домашнее задание».

Командам предложено подобрать вопросы для команды соперников ( 3 -теоретических, 1 – практический).

1 команда.

1.Из каких геометрических фигур состоит «Танграм»?

(Игра «Танграм» состоит из: 7 частей одинаково окрашенных с обеих сторон: 2 больших, 1 средний, 2 маленьких треугольника; 1 квадрат; 1 параллелограмм.

2.Назовите последовательные этапы освоения игры «Танграм»?:

1.ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой, с 5 лет);

2.составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам, с 6-7 лет);

3.воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененнным, 6-7 лет).

3.Составье фигуру по образцу ( по расчлененному).

2 команда.

1.Из каких геометрических фигур состоит игра - головоломка «Пифагор»:

(Игра –головоломка «Пифагор» состоит из 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших треугольника, 1 четырехугольник (параллелограмм).

2.Назовите последовательные этапы освоения игры – головоломки «Пифагор»:

1.составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам, с 6-7 лет);

2.воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененнным, 6-7 лет).

3.Назовите 3 группы заданий с головоломками:

1.задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек

( 2 равных квадрата из 7 палочек);

2.задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек);

3.задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

3.Составьте домик из 6 палочек.

Проведение саморефлексии своей деятельности.

Упражнение «Карикатура».

Цель: продолжать развивать у педагогов развитие адекватной саморефлексии своей практической деятельности.

«Мы сегодня так играли,

И немножечко устали.

Краски в руки мы возьмем,

Карикатуру на себя произведем».

Педагогам предложено, используя разнообразие изобразительных средств изобразить себя, своих коллег с последующим пояснением.