В нашем детском саду работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в развитии ребенка. Для работы в этом направлении были запланированы ряд мероприятий:
- Семинар «Первые шаги в математику», который позволил систематизировать знания воспитателей по ФЭМП у детей;
- Консультации: «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста».
- Открытые просмотры занятий по ФЭМП в старше, речевой и подготовительной группах;
- Смотр-конкурс зон «Математический уголок»
- Оформление стенгазеты для родителей «Математическая газета»
С целью изучения уровня овладения коллективом знаний по ФЭМП и практического их применения проводился тематический контроль.
Результаты следующие:
1. Анализ уровня развития детей.
Для обследования уровня ФЭМП использовались следующие мероприятия:
- обследование детей всех возрастных групп по специально разработанным схемам;
- анализ деятельности детей на занятиях;
- анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, элементарного экспериментирования;
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
Было выявлено:
2-я младшая группа № 1 и 2-я младшая группа № 2
68% и 72% владеют навыками счета (счёт в пределах 3), умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
76% и 75% - умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).
100% и 98% - умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке.
Лишь 38% и 40% умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко.
Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 40% и 50% детей.
Средняя № 1 и средняя № 2 группы
75% и 68% % считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.
100% и 100% знают порядковый счет.
75% и 80% хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.
54% и 59% употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.
100% и 100% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.
У 79% и 85% сформированы пространственно-временные представления.
Старшая
83% владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц.
72% умеют сравнивать два числа и пользоваться знаками <, >, =. Владеют операциями сложения и вычитания в пределах 10.
62% сформированы понятия высоты, ширины, длины.
97% - знают геометрические фигуры и их признаки.
64% могут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.
895% сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Подготовительная группа
100% владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.
99% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.
90% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).
У 93% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.
80% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.
90% сформированы пространственно-временные представления.
89% умеют ориентироваться на листе бумаги.
Речевая
89% группы владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.
89% умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками.
89% умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).
86% сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.
89% знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.
89% сформированы пространственно-временные представления.
82% умеют ориентироваться на листе бумаги.
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Педагоги владеют знаниями программы по ФЭМП у детей; знают цели и задачи своей возрастной группы. Все педагоги владеют методикой проведения диагностики ФЭМП детей. В работе используют индивидуальные особенности развития каждого ребёнка своей группы.
При подаче нового материала используют демонстрационный материал; применяют доступные детям формы объяснения; тщательно продумывают вопросы и предполагаемые ответы детей. Речь спокойная.
Все педагоги проводят работу согласно перспективному планированию.
Воспитатели посетили НОД у своих коллег. Затем приняли участие в активном обсуждении. Анализ показал: воспитатели тщательно готовятся. Разрабатывают конспекты НОД, используют доступные формы, демонстрационный материал, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей: поддерживают интерес на протяжении всего занятия.
После проведенного мониторинга, воспитатели заполняют индивидуальные маршруты. Где отмечают, над чем нужно поработать с каждым ребенком по ФЭМП.
В циклограммы каждой возрастной группы включены проведения дидактических игр по ФЭМП.
С педагогами было проведено анкетирование, где были выяснены основные проблемы и достижения.
3. Предметно – развивающая среда.
Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В группах имеются зоны для ФЭМП. В каждой группе есть математический уголок, в котором размещены: счетный материал, логические игры, игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин.
В каждой группе имеются уголки экспериментирования для исследовательских опытов детей. Мини-лаборатории оснащены разнообразным оборудованием: колбами, лупами, пипетками, воронками, магнитами и т.д.
В речевой группе оборудован центр воды и песка.
Проведенный конкурс математических уголков среди всех возрастных групп показал, что педагоги правильно организовывают предметно-развивающую среду по ФЭМП. Все критерии конкурса были выполнены.
4. Планирование работы.
Проверка перспективных и календарных планов всех возрастных групп показала – воспитатели планируют работу по ФЭМП на занятиях, в совместной, в свободной деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.
5. Работа с родителями.
На момент проверки в группах оформлена информация для родителей: математические газеты и письменные консультации, рекомендации как проводить дома игры с математическим содержанием. На родительских собраниях освещались возрастные особенности детей.и соответственно какие знания и умения по ФЭМП присущи каждой возрастной группе.
Рекомендации:
- систематически и целенаправленно проводить работу по формированию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.
- Провести консультацию в «Школе молодых педагогов»: «Основные приемы и методы работы в ДОУ по ФЭМП»
- Включить тему ФЭМП в качестве годовой задачи в новом учебном году.