Особенности обучения дошкольников безопасному поведению на улице

 

  1. 1.Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице:
  • умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
  • умение различать величину транспорта;
  • умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
  • знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
  • понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
  • понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.
  1. 2.Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
  • развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
  • обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
  • формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
  1. 3.Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей, однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д.
  2. 4.Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д., в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
  3. 5.В общую программу воспитания дошкольников обязательно должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность». Очень важно, чтобы дети сознательно относились к своим и чужим поступкам, понимали, что является правильным, а что неправильным, умели сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно и т. д.).
  4. 6.Примерная тематика занятий с дошкольниками:
  • «Дорога в дошкольное учреждение»;
  • «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению»;
  • «Предвидение опасности на улицах»;
  • «Виды транспортных средств»;
  • «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке»;
  • «Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги»;
  • «Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров»;
  • «Виды и сигналы светофоров»;
  • «Пешеходный переход» (подземный, надземный и наземный "зебра") ;
  • «Дорожные знаки для пешеходов»;
  • «Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей».
  1. 7.Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:
  • ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, пешеходный переход, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра»,             опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));
  • познакомить с основными видами транспортных средств;
  • определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в дошкольное учреждение; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;
  • разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;
  • рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;
  • научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;
  • обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.
  1. 8.При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:
  • воспитанники младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов;
  • дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;
  • дети из старшей группы запоминают не больше пяти-шести признаков предмета (цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета).
  1. 9.Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:
  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
  • интерактивный опрос;

коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.