«Хочу того дорогого робота, купи!», или Как обсудить с родителями их импульсивные траты на детей накануне праздников

Взрослые испытывают чувство вины, когда отказывают купить ребенку вожделенную игрушку, а он в ответ в магазине начинает рыдать. Поэтому они часто совершают траты, чтобы успокоить ребенка. Воспользуйтесь рекомендациями практикующего психолога и расскажите родителям, как избежать детского эмоционального шантажа, особенно в предновогодние дни.

Любая семья хоть один раз сталкивалась с эмоциональным шантажом детей из-за новой игрушки. В предновогодний период ситуация усугубляется – магазины привлекают дошкольников яркими витринами и изобилием детских товаров. В этот период родители отмечают у детей провокационное и протестное поведение, жалуются, что с ними стало трудно общаться. А истерики ребенка в магазине не оставляют родителям выбора, кроме как купить то, что он требует здесь и сейчас.

Проясните, что деньги означают для детей

Имущественные вопросы, покупки и потребление – почти столь же значимая тема в детстве, как и во взрослой жизни. В просьбе ребенка что-то купить, в его желании иметь новые игрушки, получать лакомства нет ничего плохого и нездорового. Это одна из функций и особенностей человека – обладать и испытывать от этого радость. Ребенок, который ничему не рад и ничего не хочет, – гораздо бòльшая проблема. Это сигнал эмоционального неблагополучия, нарушений взаимодействия в семье и возможных депрессивных состояний.

Имущественные вопросы проявляются в жизни детей через пять аспектов: радость обладания, эмоциональное насыщение и разнообразие, знаки любви и внимания взрослых, семейные правила и ритуалы, границы и их проверка.

Радость обладания. Ребенок идентифицирует себя с желанной вещью, создает мысленную связь с ней еще до обладания ею, чувствует приятное предвкушение: «Хочу такого дракончика, я буду с ним очень много играть, он такой милый». При этом чувства ребенка могут не найти долгосрочного подтверждения в жизни, он может забросить дракончика даже в день покупки. Родители наверняка вспомнят подобные ситуации со своим ребенком.

Эмоциональное насыщение и разнообразие. Когда ребенок получает вещь или лакомство, у него кратковременно повышается эмоциональное состояние. Он ощущает новизну, как бы преодолевает пресыщение от того, что игрушек слишком много. Эффект иногда очень кратковременный и в перспективе увеличивает пресыщение.

Траты на детей становятся проблемой, когда взрослые принимают решения о них под давлением негативных эмоций

Знаки любви и внимания взрослых. Ребенок воспринимает покупки как выражение любви, тепла, радости от встречи. Довольно часто покупка сопутствует или заменяет извинения взрослого за агрессию или невнимание к ребенку. Ребенок отождествляет большую любовь и большое число материальных даров. Многие родители вспомнят, как часто они покупают детям игрушки, чтобы извиниться перед ними. Например, за то, что не смогли сходить с ним в зоопарк или просто погулять.

Семейные правила, ритуалы. У ребенка положительно ассоциируется образ взрослого и его траты на него, которые повторяются в какой-то ситуации. Например, когда папа забирает из детского сада, он всегда по дороге домой покупает чипсы и игрушку-яйцо. Для ребенка может быть привычно получать игрушку в награду или соблюдать эмоционально-пищевой ритуал: съесть булку или сладость за просмотром мультика, на своей территории и за счет этого убедиться, что в жизни есть островок стабильности, уютное время для себя, по своим желаниям и правилам.

Граница и их проверка. Ребенок устанавливает границы: что ему можно. Узнает, сколько покупок и подарков в единицу времени он может получить, каких подарков, от кого. Проверяет, что он может получить от каждого взрослого. В дальнейшем ребенок периодически проверяет границы – обстоят ли дела так же, как раньше, или теперь он может получить больше.

Факторы проблемного поведения детей вокруг трат

Траты на детей становятся проблемой, когда взрослые принимают решения о них под давлением негативных эмоциональных состояний, в конфликте или в связи с тем, что дети нарушают моральные нормы. Родители могут испытывать вину, стыд, гнев, раздражение. Конфликты возникают в связи с детскими капризами, агрессией или жертвенной позицией взрослого, а проблема моральных норм – когда ребенок ворует, отбирает вещи в драке.

На основе жалоб родителей можно предположить характерные психологические сложности их взаимодействия с ребенком.

Проанализируйте факторы проблемного поведения ребенка в связи с тратами. Среди них – покупки «как способ отвлечься», эмоциональный шантаж, обилие стимулов, хаотичные траты, неумение отказывать.

Покупки как «психологическое обезболивающее» для себя или ребенка. Родители покупают подарки, чтобы отвлечь ребенка или отвлечься от негативного события или состояния. Подарки – способ порадовать себя или извиниться перед ребенком: «Я хорошая мать», «Наорала – куплю игрушку».

Хаотичные покупки в семье. Финансовая жизнь семьи выстраивается по типу «мотовство – аскетизм», «качели». Пришла зарплата – взрослые бегут скорее покупать все, что под руку подвернется, потом вынужденно экономят на необходимом. Это формирует азартное отношение к деньгам и тратам, неумение планировать, траты по типу «дорвался».

Подкрепление эмоционального шантажа. Если родитель отказал в покупке, но в ответ на детские слезы, крики и протесты все же согласился, то тем самым он подкрепил этот способ получить желаемое. Взрослые неосознанно приучают ребенка, что, если отказали, можно поплакать, покричать, убегать – и тогда получишь, что хотел. Ребенок учится использовать этот способ и в других ситуациях, это путь к истерическому выпрашиванию как стратегии поведения.

Дети реагируют на подачу, рекламу, новизну, и многие из них не умеют уходить из магазина без подарка

Безграничный ассортимент, обилие стимулов в магазинах. Дети реагируют на подачу, рекламу, новизну, и многие из них не умеют уходить из магазина без подарка. Хотя бы какой-то из товаров вызывает желание им обладать, и родитель покупает его, например, даже самое недорогое. Тем самым снова подкрепляет для ребенка сценарий: он в магазине – значит, родитель обязательно что-то купит для него.

Неумение родителей отказывать психологически грамотно. Когда родитель пытается отказать ребенку, детские ответные реакции разрушают его решение. Другой вариант: взрослый подает отказ так, что вызывает горе у ребенка и вину у него самого. Вскоре родитель спешит компенсировать свой отказ покупкой, а затем схема повторяется.

Как справиться с импульсивными покупками

Чтобы оптимизировать отношения родителей и детей по финансовым вопросам, уделите внимание поведенческим и эмоциональным факторам. Взрослые должны пересмотреть и отрефлексировать правила, нормализовать тон и содержание диалога с ребенком по поводу покупок. Научиться выбирать конструктивные способы, чтобы компенсировать эмоциональные трудности.

Пересмотреть и отрефлексировать правила. Сколько бы денег ни тратил взрослый на ребенка, возможны ситуации, когда он будет считать, что этого недостаточно. Ребенок будет думать, что мама только и делает, что отказывает, а все самые желанные вещи не покупает. Чаще всего основа этих ситуаций – впечатление непрерывного потока покупок, который все равно ничтожно мал по сравнению со всем доступным ассортиментом.

Необходимо обозначить проблемы безотносительно к конкретной семье. Важно, чтобы родители погрузились во внутренний самоанализ ситуации общения с ребенком и сами осознали эти проблемы. Осознали и смогли структурировать и пересмотреть соображения и правила, которыми они руководствуются в необязательных тратах. Необходимо проанализировать, почему и для чего, при каких обстоятельствах, вместо чего взрослые делают покупку, вместо какого другого занятия семья идет в магазин, как родители и ребенок решают, что ему что-то нужно – увидел в рекламе, у друга, устал и т. п. Можно использовать чек-лист в конце статьи.

Нормализовать тон и содержание диалога по поводу покупок. Узнайте, что чувствует и говорит взрослый, а что ребенок, когда они принимают решение о покупке. Момент совместного решения содержит ряд посланий, которые участники взаимодействия не произносят и часто не осознают.

Пример

Ребенок может транслировать послание: «Если ты хорошая мать, ты не допустишь, чтобы я горевал(а)». В этот момент родители транслируют: «Если я хорошая мать, я куплю»; «Я достаточно богат, чтобы покупать ребенку то, что сам был бы рад иметь в детстве»; «Я не допущу, чтобы мой ребенок был хуже других»; «Мне легче купить, пусть поиграет, у меня на остальное нет сил».

Чтобы корректировать внешние и внутренние диалоги, определите, насколько соответствует то, что родитель произносит, с тем, что он переживает. Выявите потребности, например, у ребенка во внимании и одобрении, у взрослого – в отдыхе. Обучитесь приемам диалога и рефлексии.

Пример

В магазине мама может сказать ребенку в ответ на просьбу купить что-то: «Ладно, только не плачь!», а на самом деле думать: «Ему и так плохо, я наказала его, ругала». В момент, когда родитель принимает решение о покупке, он должен задать себе вопросы: «Точно ли я решила это купить или я просто хочу на время отключиться?», «Точно ли шоколадка сейчас лучше, чем игра вместе?».

Выбирать другие способы компенсировать эмоциональные трудности. Когда в семье есть хронически неудовлетворенные потребности ребенка или взрослого, то высока вероятность, что и тот и другой будут компенсировать эмоциональное неблагополучие внешними действиями. Например, их может провоцировать фоновое негативное состояние из-за переутомления, развода, неуспеха и т. д. Психотерапевты указывают на то, что стремление к новым и новым приобретениям в виде покупок, накопления вещей, переедания, воровства – это попытка заполнить себя, когда люди переживают эмоциональный дефицит.

Научитесь анализировать, какие другие способы могут удовлетворить потребности взрослого и ребенка. Например, покупки не обязательны, когда хочется почувствовать себя хорошей мамой и любимым ребенком, лучше сработает совместная игра, доверительный разговор, ласка. Чтобы почувствовать свою значимость, можно признать и описать заслуги, достижения без их оценки, а чтобы преодолеть конфликт – честно обозначить позиции, выразить эмоции и обсудить взаимные ожидания и предложения.

Родителям могут демонстрировать ребенку любовь , проявлять внимание другими способами. Вместо того чтобы поощрить материально, можно выразить радость и гордость, предоставить новые полномочия в семье, получить позитивные впечатления от совместной деятельности – игры, подушечного боя, поездки и т. п.