Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство между людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивание промахов ребенка.
- Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справится.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Нести юмор во взаимоотношении с ребенком.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в ребенка, эмпатию (сопереживание) к нему.
- Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
ü Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
ü Ты делаешь это очень хорошо.
ü У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
ü Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
ü Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
ü Ты мог бы сделать это намного лучше.
ü Эта идея никогда не сможет быть реализована.
ü Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддержка ребенка основана на том, чтобы помочь ребенку свою нужность!
Важно различать поддержку и награду. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошее, или за какие-то достижения в определенный период времени. Поддержка в отличии от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.
Когда Вы выражаете удовольствие от того что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя!
Поддержать можно посредством:
ü Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «продолжай»);
Высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты это делаешь», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Я рад что ты в этом участвовал», «Я рад что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так как ты ожидал»).
ü Прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его).
ü Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним).
ü Выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех)