Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство между людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивание промахов ребенка.
  3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справится.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Нести юмор во взаимоотношении с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию (сопереживание) к нему.
  14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

ü Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

ü Ты делаешь это очень хорошо.

ü У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

ü Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

ü Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

ü Ты мог бы сделать это намного лучше.

ü Эта идея никогда не сможет быть реализована.

ü Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддержка ребенка основана на том, чтобы помочь ребенку свою нужность!

Важно различать поддержку и награду. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошее, или за какие-то достижения в определенный период времени. Поддержка в отличии от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда Вы выражаете удовольствие от того что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя!

Поддержать можно посредством:

ü Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «продолжай»);

Высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты это делаешь», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Я рад что ты в этом участвовал», «Я рад что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так как ты ожидал»).

ü Прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его).

ü Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним).

ü Выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех)