Дети 3−7 лет

Это возраст игры, в том числе сюжетно-ролевой. Дошкольник, в отличие от детей более младшего возраста, в своей игре уже может принимать на себя какие-то роли, следовать сюжету, наделять предметы символическим значением. Так, карандаш становится градусником, а швабра — лошадью.

Подарите ребенку такую вещь, которая позволит ему играть со сверстниками: кукольную кухню, набор для игры в доктора или юного механика, настольную игру. Возможность играть с другими ребятами бесценна: она не только развивает, но и социализирует, позволяет сплотить детей.

При выборе настольной игры стоит учитывать, как ребенок относится к поражению. Если для него такие ситуации травматичны, лучше выбрать такой вариант, где нет соперничества и вся команда полностью либо выигрывает, либо проигрывает. Несомненный плюс игр — это умение соблюдать правила и действовать по заданному алгоритму.

Одни дети любят саму игру, им нравится воспроизводить в ней какие-то ситуации из окружающей жизни. А другим нравится готовиться к игре. Современные игрушки таковы, что этот этап подготовки исчезает. Например, продаются роскошно оборудованные домики для кукол, игрушечная еда, наряды. Ребенку не нужно мастерить жилье для куклы из коробки, обклеенной обоями, или лепить еду из пластилина. Безусловно, это делает саму игру более яркой и реалистичной. Но это лишает ее творческой составляющей. Всегда ли следует брать все готовое или лучше вместе что-то смастерить?

Дети-дошкольники часто увлекаются коллекционированием, от игрушек из шоколадных яиц и игрушечных персонажей мультфильмов до тематических конструкторов. Тематический конструктор - это тот самый случай, когда игрушка оправдывает свою стоимость. Эти конструкторы хороши тем, что там трудно что-то сломать, они практически вечные. А еще они дают пространство для творчества: можно сочетать разные наборы, создавать не только то, что прописано в инструкции. Интересно и полезно будет как мальчикам, так и девочкам, а для детей раннего возраста есть наборы с крупными безопасными деталями.

Дети от 7 лет

Тут гаджетов не избежать: сейчас смартфоны и планшеты есть и у первоклашек. Дети не расстаются с ними и во многом самоутверждаются за счет наличия «крутой» игрушки. Это нужно ограничивать, контролировать и регламентировать. Когда ребенок целыми днями смотрит на экран, это вредит и зрению, и психике, и эмоционально-волевой сфере, и его отношениям со сверстниками, потому что ребенок подменяет живую игру виртуальной реальностью. Не имеется ввиду, что все гаджеты вредны, но ведь можно подарить не планшет или смартфон, а гироскутер, детский фотоаппарат, микроскоп, телескоп, робота.

Почему ребенку наскучили все его игрушки

Наверняка у каждого из нас есть знакомые семьи, где у ребенка много игрушек, но они ему неинтересны. Машинки, куклы, кубики валяются по всей детской, а играть не во что. Родители считают, что они ему просто наскучили, и нужно купить новые. Но дело в том, что детская психика устроена так, что ребенок может фокусировать внимание на чем-то одном, ему трудно распределять и произвольно переключать его. Чем он младше, тем сильнее это выражено. И в полной комнате игрушек, даже самых толковых, ему сложно выбрать что-то интересное в этом хаосе. Что с этим можно сделать?

Следует структурировать уже имеющиеся игрушки: рассортировать по полкам, ящикам и коробкам. Желательно периодически какие-то коробки вообще убирать с глаз ребенка на верхние полки шкафа или балкон: особенность детской памяти такова, что игрушки, которые они не видели какое-то время, будут ими восприняты как новые. В комнате станет больше порядка, а когда коробки достанут спустя какое-то время, ребенок куда больше увлечется их содержимым. В свободном, чистом и организованном пространстве интереснее и приятнее играть и творить.

Все, о чем шла речь выше, предназначено и для развлечения, и для гармоничного развития. Не стоит торопиться и покупать игрушки для более старшего возраста. А есть еще подарки просто для души и радости. Какие именно — лучше спросить самого ребенка. Поэтому сядьте вместе и напишите письмо Деду Морозу. Пусть ребенок сам сформулирует, о чем он мечтает.