В детском саду логопедическая помощь осуществляется на логопедическом пункте и на группе с тяжелыми нарушениями речи (речевой группе).
Что такое логопедический пункт?
Логопедический пункт (сокращенно «Логопункт»)
— это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети с категорией ОВЗ, затем дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы. На оставшиеся места зачисляются дети старшей группы со множественными нарушениями звукопроизношения (дети с рекомендациями ПМПк «Ценра «Дар» и без них). Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста и средней группы, могут получить логопедическую помощь, только в виде консультаций в специально отведённое для этого время. В нашем детском саду – это понедельник, с 17.00 до 18. 00.
Дети с каким диагнозом (логопедическим заключением) зачисляются на Логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков — ФНР
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи — ФФНР
- общее недоразвитие речи - ОНР (1,2 и 3 уровня речевого развития).
В каком режиме проходят занятия на Логопункте?
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Сколько детей зачисляется на Логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х месяцев до 2 лет). Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место зачисляется другой ребенок, стоящий на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Отличие речевой группы от логопункта:
• В речевой группе логопед занимается с ребенком на подгрупповых и индивидуальных занятиях каждый день, а в условиях логопункта 1-2 раза в неделю.
• В речевой группе логопед в течение года занимается с 12 -14 детьми, а на логопункте с 25-30 детьми разного возраста.
• В речевой группе срок обучения не менее 2 лет, а на логопункте – от 3 мес. - до 2 лет (в зависимости от речевого нарушения).
• В логопедической группе воспитатель в течение рабочего дня закрепляет речевые навыки у детей по заданию логопеда, а в условиях логопункта первыми помощниками являются родители.
Таким образом, исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи!
Учитель – логопед Барахматова Наталья Александровна